Литературное имя
рейтинги, публикации, рецензии, издать и продать книгу
Наш проект позволяет авторам войти в Большую литературу, получить признание и заработать, помогая начинающим: подробнее ...
ИЗДАТЬ книгу от 7500 руб., ПРОДВИНУТЬ И ПРОДАТЬ
+7(903) 019-0541, +7(906) 704-6873
 
Личный кабинет Выход
Рейтинги
Публикации
Критика
Магазин
Издать книгу
Новости сайта
Конкурсы
Частые вопросы
О проекте
Новости сайта
Участие в выставке ММКВЯ 2019 и премирование авторов
Список СМИ, куда доставляются книги курьером
Подписка на новости:
Анонсы публикаций
Галья Рубина-Бадьян:
Исцеление
Михаил Струнов:
Сатана
Магазин на сайте ЛИ:
Участие в выставке ММКВЯ 2019 и премирование авторов
Ещё анонсы
Объявления
Зарегистрируйтесь на сайте и получите 1000 махов и 1000 web-литов для начала работы!
Информация
Литературный конкурс "Кни­гу­ру": при­ем за­я­вок до 15 ию­ля 2019 г.
Литературный конкурс "Мо­но­ЛИТ": при­ем за­я­вок до 25 ию­ля 2019 г.
Литературный конкурс "Ру­с­с­кие ри­ф­мы": при­ем за­я­вок до 31 ав­гу­с­та 2019 г.
Конкурс "Лу­ч­шее имя для зве­з­ды": при­ем за­я­вок до 30 се­н­тя­б­ря 2019 г.
Премия "Чи­тай Ро­с­сию" за лу­ч­ший пе­ре­вод: при­ем за­я­вок до 30 ап­ре­ля 2020 г.
Крии Те Ка - Проза: рецензии (проза о песне)
Ехал солдат лесом
По моему скромному разумению Новелла Матвеева – один из самых недооцененных бардов 20-го века. Многие достойные авторы прошлого не получили заслуженного признания, однако Новелла Матвеева настолько непопулярна, что многие ее песни, которые я когда-то слышал на аналоговых носителях сейчас невозможно найти в интерне. В наше время – это будто стирание из истории. Потому-то я и решил разобрать пару ее песен.

Ехал солдат лесом,
Ехал целый день.
(Ай-ай-ай-ай!
Ой-ой-ой-ой!
Ель, сосна...Да...)
А навстречу бабка,
Старая, как пень:
"Ай-ай-ай-ай!
Ой-ой-ой-ой!
Говорит она. —

/Мелодия в начале довольно однообразна и подчеркивает монотонность поездки. Она становиться более распевной во время диалога (припева), сохраняя монотонность на фоне.
Мне кажется, что первичная дислокация (лес) выбрана не случайно.
"Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу"
Это может тонко описывать душевное состояние героя, а может быть просто двумя "тата". Уже никто не сможет сказать точно.
"Ель, сосна...Да..." – можно увидеть лес с точки зрения солдата, как из окна пробегающего поезда./

Едешь, солдат, едешь,
А твоя жена
Тебе, молодому,
Больше не верна!"
Солдат зашатался,
Побелел, как плат:
"Ай-ай-ай-ай!
Ой-ой-ой-ой!—
Говорит солдат. —

/Вероятно, речь идет о рекрутировании. В данном контексте счет идет на десятилетия – вся жизнь жены солдата прошла в его отсутствие, и он осознает, что она точно не была ему верна. Очевидно, что "старая как пень" женщина называет солдата молодым, не объективно оценивая его возраст, а лишь с целью подчеркнуть свою опытность по отношению к собеседнику, придав таким образом своим словам больший вес./

Если мне и вправду
Больше не верна
Моя молодая
Верная жена...—
С этими словами
Зарядил ружьё, —
Ай-ай-ай-ай!
Ой-ой-ой-ой!
Я убью её!"

/Видно, что долгая служба в армии сильно на нем сказалась – солдат адаптировался к бинарному мышлению, и видит только два выхода у сложного социального положения: 1 и 0 – убить-не убить. Также мы видим еще одно подтверждение того, что солдат уверен в неверности жены – он уже держал ружье наготове, обдумывая решение, оставалось только зарядить. Для этого ему нужен был внешний триггер – он уже отвык принимать решения сам./

Едет солдат полем,
А навстречу дед.
(Ай-ай! Ай-ай-ай!
Ой-ой! Ой-ой-ой!
Тын да лен...Да...)
"Что сказала бабка —
Тому веры нет!
Ай-ай-ай-ай!
Ой-ой-ой-ой!—
Произносит он. —

/Дед говорит о бабке, как будто знает ее. И не доверяет ей. К тому же они используют в речи одинаковые междометия. Создается впечатление, что они близко знакомы./

Твоя молодая
Верная жена
Тебе, молодому,
Оченно верна!"
Солдат засмеялся —
Весел, весел, рад:
"Ай-ай-ай-ай!
Ой-ой-ой-ой!
Говорит солдат. —

/Мне кажется, что дед – муж бабки. Он также прошел через рекрутскую повинность и был освобожден от службы в преклонном возрасте. Бабка не была ему верна, и он не смог ей этого простить. На измену бабки может намекать мелодия: оба раза, когда слово "бабка" появляется в песне происходит скачек на октаву вверх от основного звукоряда. Если вспомните, православные церковные песнопения выстроены в строгих близких интервалах, поскольку большие мелодические сдвиги традиционно ассоциируются с греховностью (в более широком смысле – вольностью и свободой). Но дед не считает, что поступил правильно. Ему кажется, что он упустил остаток своей жизни, и не желает того же "молодому", которому сочувствует, видя в нем себя. Он уверен (или почти), что жена солдата также изменяла ему, но все же не хочет рушить его жизнь. Он предпочитает дать ему поверить в лучшее, понимая, что в итоге жизнь зависит в основном от восприятия реальности.
Бабка же, напротив, будучи уверена в измене "молодой", хочет ей заслуженной кары. Может ее терзают собственные прегрешения, может ей кажется справедливым, что раз ей в наказание досталось несчастье, то и других за те же проступки оно должно постичь.
Маски деда и бабки в данном произведении представляют две противоречивые философские позиции мировосприятия./

Если мне и вправду
Оченно верна
Моя молодая
Верная жена.
Значит я не стану
Убивать её!.."
(Ай-ай-ай-ай!
Ой-ой-ой-ой!)
Разрядил ружьё.

/Дед предлагает оптимистическую позицию, и солдат сразу же принимает ее, поскольку хочет верить в лучшее. Он находится в равновесии между двумя выборами, но совет деда нарушает баланс./

Так, пока он ехал,
Пока подъезжал, —
Заряжал его, разряжал его,
Разряжал его, заряжал его,
Заряжал его, разряжал его...
И как быть — не знал.

/Солдат не может принять решение, хотя внешние факторы (дед, бабка) отсутствуют и больше не дают ему указаний./
Из последнего отрывка можно предположить следующее: дед и бабка – не реальные персонажи. Они символизируют различные взгляды на жизнь, и указывают, какой позиции придерживаться. Также можно вспомнить, что насколько беспрекословно доверяет обоим солдат. Как самому себе. Может это и есть он? Дед и бабка – два alter ego солдата. Когда уже после диалога он заряжает и разряжает ружье – то просто каждый раз "встречает" бабку и деда, снова и снова.
Опубликовано: 19.01.2019
орфография и пунктуация автора сохранены
Предыдущая | Следующая | Лента публикаций

Крии Те Ка

Вид для читателей
Рейтинг публикации: 294
Просмотры: 402, прочтения: 36
Оценки: 5 (средняя 4.6)
Ваш отзыв
Заказные рецензии
[ORD_TBL]
Отзывы
Интересно, очень интересно. По-моему мнению солдат человек нерешительный, колеблется, не может принять решение. Не доверяет жене, а значит не любит! И так далее... Извините, это сугубо личное мнение. Интересно было бы от Вас получить рецензию на свои произведения!!!
Борис Влассов, 08.02.2019 06:48
Песни Новеллы Матвеевой можно найти в интернете. Сложно, но можно. Ваша интерпретация этой песни мне очень понравилась. Предлагаю начать разбирать песни других авторов, например Высоцкого. Это тоже, наверное, будет интересно.
Яков Странный, 26.01.2019 19:22
Говорите можно?
Попробуйте найти песню про портянки, или про капитана Олафа
Поразбираю песни как будет время...
Крии Те Ка, 27.01.2019 22:31
Я читал названия песен на обложке кассеты. Песня про капитана Олафа называется "спор моряков и смутьянов", а песня про портянки- "песенка полицейского". Искать лучше по названиям, а не не по словам из текста - больше вероятности что-то найти.
Яков Странный, 10.06.2019 21:47
Поспорю с такой интерпретацией разбираемого произведения. Дело в том, что в песне не обнаруживается никаких указаний на время действия. Когда это все происходит? Солдат возвращается со службы, или с войны? Ничего этого нет. А есть только колебание между любовью и ненавистью, вызванной страхом потерять любовь — ревностью. Об этом и песня. Важен в этой песне ее псевдонародный стиль. Вся она как раз и есть стилизация под некий условный фольклор.Может быть, указание на время и содержится в самом этом стиле? Или стиль песни возникает из музыкального стиля автора вовсе не намеренно?

Тут хочется сказать о творчестве Новеллы Матвеевой в целом. В 70-е годы прошлого века в обстановке душного застоя, ее песни казались глотком свежего воздуха. И нарочитая тихость, уязвимость автора, и интерес к забытому фольклору, и сугубо оторванная от времени проблематика творчества, — всё противопоставлялось брутальному соцреализму, и в то же время крепко было связанно с ним, и без него лишено актуальности.
Михаил Н.Ромм, 19.01.2019 15:00
Я еще хотел написать, что говорю о рекрутировании, поскольку это стандартная сказочная солдатская канва, в позитивной корреляции с историческим фоном. А песня написана в сказочном стиле, и тоже о солдате, потому подобный вывод напрашивается
Крии Те Ка, 24.01.2019 20:25
Пожалуй,вынужден согласиться.
Михаил Н.Ромм, 26.01.2019 18:19
Ха!!!!!!!!!
Крии Те Ка, 27.01.2019 22:32
Вот тебе и "ха".
Михаил Н.Ромм, 29.01.2019 15:50
Supercalifragilisticexpialidocious
Крии Те Ка, 31.01.2019 19:22
Вот именно. Моя мысль.
Михаил Н.Ромм, 31.01.2019 19:23
Мне понравилось.автор по полочкам всё сложила аккуратно и последовательно.И концовка хорошо заканчивается. Автор в итоге даёт возможность читателю самому порассуждать и сделать вывод. А он таков, чтобы не произошло, не доверяйте людям, и не верьте первому встречному: какие бы он не сообщали сплетни. разберись во всём сам. не вмешивая посторонних людей.
Владимир Капаев, 19.01.2019 14:12
Благодарю. Полагаю, вам сложно угодить
Крии Те Ка, 30.01.2019 20:26
Сложно сказать.
Новелла Матвеева, это что-то из совсем нежного детства.
Спасибо, что напомнили! Переслушаю что-нибудь.
Часто бывает, что зацепляет что-то, к чему всерьез не относился.

Переслушал, почитал. Скромный, тихий человек с детским голосом.
Дух дышит, где и как хочет,
Константин Берковский, 19.01.2019 05:29
С большой долей вероятности, это все - просто мои домыслы. Люблю искать скрытый смысл там, где он не обязательно присутствует.
Крии Те Ка, 19.01.2019 13:37
Рецензии
Похожие публикации
Новые авторы
Вениамин Ленский
Светлана Тюряева
Заказы на рецензии
Ол Томский
Автор приглашает
Новые книги
Жизнь номер раз
Последний демон рая
Я поступила в университет
...всё во Всём
Нуар в таёжных тонах
© 2014 – 2019, Литературное имя. Администрация
Публикации на взаимовыгодной основе