Литературное имя
рейтинги, публикации, рецензии, издать и продать книгу
Наш проект позволяет авторам войти в Большую литературу, получить признание и заработать, помогая начинающим: подробнее ...
ИЗДАТЬ КНИГУ БЕСПЛАТНО или ПОЧТИ БЕСПЛАТНО
 
Личный кабинет Выход
Рейтинги
Публикации
Критика
Магазин
Издать книгу
Новости сайта
Словарь терминов
Частые вопросы
О проекте
Анонсы публикаций
Ещё анонсы
Новости сайта
Новости 30_08_2018
Как принять участие в проекте «Литературное имя»? Коротко
Подписка на новости:
Объявления
Зарегистрируйтесь на сайте и получите 1000 махов и 1000 web-литов для начала работы!
Друзья Гумфонда
Информация
Премия "Бунинская": при­ем за­я­вок до 1 июля 2018 г.
Премия "НОС": при­ем за­я­вок до 31 июля 2018 г.
Литературный конкурс "Кубок Брэдбери": при­ем за­я­вок до 1 сентября 2018 г.
"Премия неправильной дра­ма­ту­р­гии": при­ем за­я­вок до 1 сентября 2018 г.
Литературный конкурс "Чеховская осень": при­ем за­я­вок до 26 октября 2018 г.
Лабиринты наших дорог. Рецензия
"Мы глядим отягчёнными взорами,
Точно в жизни вкусили всего.
Но бродили мы – между заборами,
За которыми нет ничего!..."

Виталий Иванов http://www.litname.ru/avt_36410178&pbl-2419.htm

В пору моей юности мне пришлось присутствовать на защите одного архитектурного проекта. Автором был мой друг, молодой начинающий архитектор, комиссия собралась достойная и уважаемая. Проект представлял собой план застройки жилого квартала города, в котором по планам партии нам предстояло жить при недалеком уже коммунизме. Апафеоз проекта представлял огромный планшет общего вида центральной улицы города будущего конечно же украшенной для наглядности озеленением и фигурами счастливых жителей. Равнодушно мимо такой красоты пройти было невозможно.
"Ого-го-го-го!" - вдруг раздался громогласный многовыражающий возглас председателя комиссии, седого прожившего жизнь профессора, удивить которого казалось бы уже невозможно. Рецензенты, рассматривающие по залу многочисленные листы проекта, немедленно в тишине собрались вокруг рассматривающего какую то мелкую деталь на центральном планшете профессора. Деталью оказалась характерно стилизованная фигурка в ватнике, сапогах с гармонью на боку. Из кармана лихо распахнутой телогрейки отчетливо просматривалась заткнутая газетной пробкой бутыль.
"Ого - го!" - Громко, с выражением повторил профессор, и прекращая зависшую достойную Станиславского паузу, пояснил: -"На тему и по предмету этого замечательного проекта, товарищи, я могу рассуждать не менее часа. По поводу же этой казалось бы незначительной детали, отраженной автором на планшете, можно рассуждать и дискутировать сутками."
Прочтя четверостишие Виталия Иванова на странице амбициозного литературного сайта среди мощных творений маститых поэтов, я оказался именно в таком же положении. Поставить лайк? Написать отзыв в 100 знаков? Не уверен что и отведенных администрацией 6000 слов хватит описать моё впечатление от казалось бы незатейливой миниатюры. Начну пожалуй с конца.
Метафора определения временного промежутка, или срезов, между которыми находится настоящее, не нова. Ситуация, где пространство, ограниченное автором границами заборов, явно символизирующими границы прошлого и будущего, "За которыми нет ничего", в общемировой философии носит название "Презентизм". Вкратце это то что будущего нет, так же как и прошлого. Есть и реально только настоящее в тот минимальный отрезок времени, который мы способны ощутить. В отличии от теорий этернализма и растущего блока, где всё наоборот. Впрочем что о них говорить, если автор их не признает и даже не рассматривает. Так же как и я. Бродили и бродим мы, дорогие товарищи, не зная откуда и не ведая куда. А посмотри сегодня телевизор или газету! В сути действительно происходящего настоящего начинаешь нешуточно сомневаться!
И вот глупо улыбнуться бы нам в этой, казалось обычной и давно известной для человечества ситуации (Наиболее раннее высказывание в философии на тему времени принадлежит древнеегипетскому мыслителю Птаххотепу (ок. 2650—2600 до н. э.)., дебиловатой улыбкой Иванушки - дурачка, и спросить у врача: - "Дяденька, а где мы?", - так нет! Нешуточно надуваем щёки и - "Глядим отягченными взорами, словно в жизни вкусили всего!"
Прав, безусловно прав автор даже рассматривая незамысловатое это произведение в аналогии с известной картиной Брейгеля "Слепые", ставшей символом скатывающегося в пропасть человечества. На открытом, заметьте, пространстве. Сегодняйший художник должен бы изобразить этих самых слепых уже бредущих вдоль бесконечных со всех сторон заборов. Из колючей проволоки. Чтоб в овраг, не дай Бог, никто не скатился. Символичная такая дорога к счастью, к которой мы не только привыкли, но и с радостью одобряем, о чём свидетельствуют результаты будущих выборов вождя, гаранта и главного кормчего.
Но больше всего радует меня все таки в этом глубоко философском произведении одно. Это прошедшее время последних строк. Значит автор всё таки остановился. А это уже Буддизм. Глубокая философия человеческого отношения к пути страдания.
"Будда никогда не отвечал на вопрос, почему существует сочащийся страданием мир, хотя такие вопросы ему задавали не раз. Он говорил, что для раненного стрелой неважно, кто ее выпустил — важно ее вынуть." Не важно куда тебя ведут. Важно остановиться. Всё. Побродили. Хватит.
Не знаю, чем приглянулся профессору архитектуры этот незатейливый мужичок, описанный мной в начале статьи. Много лет рассуждаю сам с собой и пытаюсь построить рассказ хотя бы на пару часов о его роли в сказочном проекте города будущего. Может быть он до сих пор, как тот профессор и наш автор, бродит по нарисованным на планшете городским кварталам между стен, за которыми кроме пожелтевшей бумаги ничего нет?
Опубликовано: 20.12.2017
орфография и пунктуация автора сохранены
Предыдущая | Следующая | Лента публикаций

Андрей Муз

Вид для читателей
Рейтинг публикации: 555
Просмотры: 507, прочтения: 10
Оценки: 2 (средняя 5.0)
Ваш отзыв
Ваша рецензия
Заказные рецензии
[ORD_TBL]
Отзывы
Поздравляю, это едва ли не первая опубликованная рецензия на автора нашего сайта.
Лиха беда - начало.

Мужичок в ватнике это символичный персонаж, разрушающий благостную картину. Ватники обычно носили бывшие зеки. А бутылка указание на то, что жизнь для этого бедолаги сводится теперь к выпивке. А как же коммунизм?
Михаил Н.Ромм, 13.03.2018 19:33
Скорее образ индивидуальности, не вписывающийся в общую картину окружающего нас счастья.
А что касается коммунизма, то он несомненно наступит. Военный. После единогласного народного голосования 18 марта 2018 г.
Спасибо за отзыв и оценку!
Андрей Муз, 13.03.2018 20:00
Ещё раз огромное спасибо, Андрей!
Прекрасная рецензия. Высший бал!
Виталий Иванов, 20.12.2017 16:27
Спасибо Вам за вдохновение, родившее думаю достойный рассказ - размышление на тему наших дорог.
Андрей Муз, 20.12.2017 16:53
Рецензии
Похожие публикации
Новые авторы
Андрей Коровёнков
Валерий Ржевский
Александр Строганов
Яков Меренбах
Жанна Юматова
Автор приглашает
Новые книги
Алексей Аистов, Дежавю, Серия «ЛИ»
Александр Шапиро, «У истины в долгу» Серия ЛИ
Лео Певзнер, Там, где мы есть
Светлана Авербух, Жаль не войти мне в этот дождь, Серия «ЛИ»
Александр Доков, Агент «М», Серия «ЛИ»
Владимир Козырев, Возвращение
© 2014 – 2018, Литературное имя