Прилетев в Москву, я мечтала увидеться с бывшими коллегами по работе: моим первым начальником Юрием Ивановичем, для нас просто Юрой, и Ириной, сотрудницей его группы. Мы решили встретиться в каком-нибудь кафе, расположенном по пути начальника с работы домой.
Юра поинтересовался, какую сумму я предполагаю там истратить. Памятуя посещение ресторана «Грабли», я ответила, что рублей 400-500. Это вызвало у него искреннее недоумение. Он сказал, что такие цены могут быть только в какой-нибудь забегаловке и что в «своих Америках» я сильно отстала от жизни. Он предложил «Венское кафе» на «Рижской», добавив, что оно дорогое, но он готов заплатить за ужин. Когда в назначенный день я подошла к кафе, Юра и Ирина уже сидели за столиком на открытом воздухе. Юра преподнёс мне большой букет роз (всё же у меня был юбилейный год!), а Ирина получила букет поменьше. Втроём мы вошли во внутреннее помещение кафе.
Юрия Ивановича я не видела с тех пор, как мы отмечали его собственный юбилей. Я с удовлетворением отметила, что он почти не изменился, и порадовалась, что благодаря своей активности наш начальник остаётся для нас примером бодрости духа и ясности ума. Всю жизнь он работал на предприятии, куда пришёл после окончания вуза.
Юра с золотой медалью окончил школу, а затем МВТУ им. Баумана. На нашем предприятии он был руководителем группы, в которой работали выпускники МВТУ и МАИ, участвовал в разработке и испытаниях новых систем для оборонной промышленности. Защитил кандидатскую диссертацию, став кандидатом технических наук, был награждён орденом В.И. Ленина. Ему удалось так организовать работу, что среди членов его коллектива никогда не возникали серьёзные разногласия. Наш начальник пользовался непререкаемым авторитетом. Позже Юрий Иванович стал заместителем главного конструктора.
Ирина – моя приятельница, с которой мы не только вместе работали, но и имели общие статьи и доклады. То время я вспоминаю с нежностью и ностальгией. Ирина приехала на встречу в модном бежевом костюме, моложавая, подвижная, но я никак не могла привыкнуть к её изменившемуся имиджу: раньше она была тёмной шатенкой, теперь же стала блондинкой.
«Венское кафе» не показалось мне чем-либо примечательным, его невозможно было отличить от сотни других. Юра решил заказать жюльен и салат из свежих овощей. Я не привыкла к еде такого малого объёма, но возражать не стала. Когда в крохотных сковородочках принесли жюльен и небольшую порцию салата из помидоров и огурцов без соуса, я поняла, что большого праздника, по крайней мере, для тела, у меня не получится.
Во время нашей беседы за столом я коснулась темы политики. Тогда Юра заметил, что я не люблю Россию. Я была задета и решила уточнить, почему он так думает. Юра ответил, что в своих произведениях я многое критикую. В свою очередь, я поинтересовалась:
- А ты любишь Россию?
Он ответил, что он патриот. На это я возразила:
- Ты не патриот, если всё только хвалишь и не видишь недостатков. Я же, если вижу, что что-то происходит не так, хочу это исправить, хочу, чтобы мою страну уважали, а не боялись.
Юра продолжил:
- У тебя удельный вес хвалебных и восторженных очерков об Америке больше, чем о России. Почему ты никогда тепло не отзываешься в своих произведениях о России?
Я парировала:
- Хотелось бы спросить тебя относительно моих «восторженных» очерков: «Вежливо ли гостю критиковать хозяев и их страну?». Ты почитай мои тёплые очерки о России: «Любимый парк», «Воспоминания детей войны», «Партизанка», «Девочки войны, которым теперь за 80», «Хористы», «Яблоневый сад», мою ироническую прозу и философские размышления.
Я уверена, что в душе Юра удивился, поскольку с этими произведениями вряд ли был знаком. Мне очень хотелось почитать ему стихи поэта Андрея Кучумова:
- Власть можно ненавидеть,
Но Родину любить.
И жизнь свою отдать
За Родину, за Мать!
Тогда Юра решил уточнить: «Патриот – тот, кто любит свою страну, но уважает другие. Националист же ставит свою страну выше всех и в ущерб другим».
Мне было интересно узнать, поняла ли Ирина, насколько глубоко я была задета высказываниями начальника в свой адрес. Но не спросила её об этом ни тогда, ни позже, зная об их взаимной симпатии. В тот вечер Ирина не произнесла на эту тему ни слова. Она всегда отличалась сдержанностью в проявлении своих чувств.
Уже дома я набрала в Гугл: «патриот - кто это?» и прочитала фразу, признанную лучшим ответом на этот вопрос:
- Патриот - это не тот человек, который любит свою Родину, закрывая глаза на все её недостатки, патриот - это тот человек, который помогает от них избавиться.
Я прочитала также статью о патриотизме Александра Иванова, доктора технических наук, члена Общественной палаты Санкт-Петербурга, президента Издательско-полиграфической ассоциации университетов РФ, в которой он написал:
-- В последние пару лет широко используется термин «патриотизм». Даже президент недавно объявил патриотизм национальной идеей! Основная масса населения, правда, понимает под этим обычное тождество «мы и враги». С врагами надо бороться, и их нужно уничтожать… Патриотизм в транскрипции власти и СМИ сегодня понимается по-милитаристски узко: если ты кричишь на всех углах о внешних врагах, то ты патриот, а если ты вдруг стал говорить о том, что финансовые структуры уводят деньги из страны, ослабляя ее экономику, то патриот ли ты? Является ли патриотом гражданин, занимающийся коррупционной деятельностью…? Или торговец, продающий некачественный и просроченный товар? Медик, не знающий, как лечить больного, но аккуратно впаривающий пациенту очередные снадобья? Губернатор, не развивающий свой субъект федерации? Министр, разваливающий отрасль? Депутат, голосующий за бредовые законопроекты? Полицейский, не охраняющий закон? Они – патриоты своей страны?
Прочитав эти строки, я подумала: "Эти уж точно не критикуют недостатки в стране, но именно они объявляют себя патриотами, и их в отсутствии патриотизма не обвиняют, а те, кто критикует недостатки, те не патриоты!"
А тогда, в кафе, я почувствовала, что к согласию мы не придём. Когда официантка принесла счёт, то величина проставленной в нём суммы привела меня в трепет и изумление. Мы расплатились за ужин, но для себя я решила, что вряд ли ещё раз в жизни приду сюда.
По дороге к метро я восхитилась: «Какая красивая Москва!», но Юра меня не поддержал: «Но это уже не Москва!» Да, у нас совершенно разные взгляды и на это. Что ж, каждый волен иметь своё мнение по любому вопросу. Юра видит прелесть Москвы в её патриархальности. Возможно, ему бы понравилось, если бы мужчины ходили в лаптях, а мостовые по-прежнему оставались бы деревянными. В одном из своих произведений он выступает против празднования Дня святого Валентина, противопоставляя ему православный праздник - День Петра и Февронии. А по мне, почему бы не отмечать оба праздника? Больше радости - больше счастья!
На прощанье мы обнялись, так как уважаем друг друга, и расхождение во взглядах, как мне казалось, не может стать камнем преткновения в наших взаимоотношениях.
Опубликовано: 16.03.2021 орфография и пунктуация автора сохранены
КАЖДЫЙ имеет право на собственное мнение... но, НЕ имеет права навязывать его другим... хочешь доказать, что ты прав? УБЕДИ! Ибо, любой человек имеет такое же право на ошибку или заблуждение, как и ты... По-моему, так...
Пожалуй соглашусь с Вашей позицией, Алла! В о всяком случае, я не сторонник всеобщего голосования "за" и обобщенного понятия Родина. И да - есть вещи, которые нельзя понять и простить, пусть даже сделаны они в благих целях и ради доброго дела, защиты нацинтересов и т.д. Вместе с тем, влияние пропаганды очень велико... Хотя - предательство Родины ни простить, ни принять - невозможно! И то, что ей во вред - нельзя принимать и одобрять, под каким бы демократическим соусом это не подавалось. Спасибо за интересную тему!
Алекс, власть должна принимать во внимание позицию и мнение на те или события инакомыслящих, соблюдать свободы и права человека, а не запрещать любые собрания и митинги и не тащить своих оппонентов в автозаки. И это вовсе не предательство родины. Это желание ей блага и процветания. Чаще всего предают родину высокопоставленные персоны. Спасибо Вам.
Да, все сложно и неоднозначно. Раньше - было просто и понятно из фильмов - красные - патриоты и защитники, белые - подлые предатели. Потом - все наоборот... Но, по сути - и среди тех и среди этих - были и мерзавцы и мученники, доблестные воины и трусы. Чем отличается критика от критиканства? Защита демократических ценостей от призывов к свержению власти, которая не слушает народ? Кто знает ответы на эти вопросы?
Многие белые были истинными патриотами, многие красные свято верили в победу коммунизма во всём мире, но шли к ней через гибель миллионов людей. Экономика страны должна эволюционировать, развиваться, а не находиться в состоянии рецессии. Авторитарный режим не способен привести страну к процветанию.
Да, Вы правы. Искренне любить и громко говорить - это две большие разницы. Всё сложно и неоднозначно. У каждого своя правда и свой градус обзора продбем. Кроме патриотизма, есть ещё понятие Родина (малая, историческая и т.д.), конечно, обидно, когда что-то не так.