Литературное имя
рейтинги, публикации, рецензии, издать и продать книгу
Наш проект позволяет авторам войти в Большую литературу, получить признание и заработать, помогая начинающим: подробнее ...
Публикация
Магазин на сайте ЛИ: Отзывы о работе издательства
 
Личный кабинет Выход
Рейтинги
Публикации
Критика
Магазин
Издать книгу
Новости сайта
Конкурсы
Частые вопросы
О проекте
Новости сайта
Проблемы с доступом к сайту
Рукопись, верстка и макет книги, что это?
Подписка на новости:
Анонсы публикаций
Ещё анонсы
Объявления
Зарегистрируйтесь на сайте и получите 1000 махов и 1000 web-литов для начала работы!
Информация
Литературный конкурс "Кни­гу­ру": при­ем за­я­вок до 15 ию­ля 2019 г.
Литературный конкурс "Мо­но­ЛИТ": при­ем за­я­вок до 25 ию­ля 2019 г.
Литературный конкурс "Ру­с­с­кие ри­ф­мы": при­ем за­я­вок до 31 ав­гу­с­та 2019 г.
Конкурс "Лу­ч­шее имя для зве­з­ды": при­ем за­я­вок до 30 се­н­тя­б­ря 2019 г.
Премия "Чи­тай Ро­с­сию" за лу­ч­ший пе­ре­вод: при­ем за­я­вок до 30 ап­ре­ля 2020 г.
Юлия Руденко - Проза: рецензии (проза о воспоминаниях, биографии)
Рецензия на книгу Аллы Валько «Тридцать девять лет в почтовых ящиках»
Что мне нравится в очерках Аллы Валько – так это доскональное внимание к подробностям и эпичная беспристрастность. Подобная дотошность к деталям не может не вызвать интерес у читателя. Благо, и возможности Аллы Дмитриевны позволяют создавать потрясающе реалистичные не только портретные очерки, но и путевые (из городов России и Америки).
Однако, речь пойдёт не о них. А об автобиографической книге Аллы Дмитриевны «Тридцать девять лет в почтовых ящиках». Из неё я увидела автора не только как талантливого публициста, а и как серьёзного научного деятеля с абсолютно мужским, я бы сказала, мышлением. При том, что внешне это очень хрупкая женщина с внимательными и немного печальными глазами. Книга эта – глубоко фундаментальный труд, посвящённый… гироскопам. Кто-нибудь не осведомлённый может подумать сейчас, что я ошиблась буквой, и на самом деле имела в виду составления гороскопов по звёздному космическому пространству. Мне бы тоже этого хотелось. Честно. Потому что у меня до сих пор в голове не укладывается, как слабый пол может успешно заниматься теоретическими исследованиями и испытаниями электромеханических приборов, в частности для самолётов и космических аппаратов - спутников. Физика – это то, что моему гуманитарному уму было абсолютно непостижимо даже в школе. И, конечно, будь в этом томе только научные сведения, я (хоть и не блондинка) ни за что бы его не осилила. Но фолиант сей – «Тридцать девять лет в почтовых ящиках» - это яркое воплощение духа советской науки, которая была, как известно, впереди планеты всей! Закулисье этой науки СССР и приоткрыла Алла Валько – милая, скромная дама со слегка растерянным видом, живущая на двух континентах.
В качестве справки: бумажная книга издана в Москве, в издательстве «Авторская книга», а электронная версия – в издательстве «Стеклянный мостик» («SKLENĚNÝ MŮSTEK») известного чешского курорта Карловы Вары. Впрочем, есть в книге немного и о Чехословакии, и о политике. В частности, так начинается 3-я глава: «Мы, молодые специалисты ЦНИИАГ, выпускники МВТУ и МАИ шестидесятых, всегда были сдержанными в отношении своих политических высказываний, касалось ли это снятия Хрущёва с поста Генерального секретаря ЦК КПСС и назначения на этот пост Брежнева или каких-либо других важных событий отечественной истории. Мир вокруг нас казался нам прочным и нерушимым, поэтому мы принимали его таким, каков он есть. Было не принято вести политические дискуссии, да это просто не приходило нам в голову. Даже когда произошло вторжение войск пяти стран, в том числе СССР в Чехословакию, стремившуюся к демократическим преобразованиям, мы не обсуждали этот вопрос, хотя, возможно, некоторые из нас и имели свой собственный взгляд на происходящее. Однако в закрытом учреждении, подобном нашему, открыто высказываться на эту тему вряд ли бы кто-нибудь решился».
Чего не касается Алла Валько в своих мемуарах, так это своего военного детства. Да и что можно сказать особенного о жизни во время Великой Отечественной? Ведь голодали и выживали тогда все одинаково, не то, что сейчас. Смерть подстерегала любого на каждом шагу. Единственный абзац, в котором автор пишет о детстве, поясняет, что потери отца и бабушки по материнской линии прошли мимо неё, так как девочка была слишком мала. Судьба же москвичке предстояла с одной стороны рядовая, а с другой - особая. Особая – потому что характер у девушки был твёрдый, как кремень, целеустремлённый. Выбери она в годы своего студенчества в МВТУ им. Баумана более широкую специализацию, а не только «Гироскопические приборы и устройства», уверена – о ней бы сейчас обязательно говорили и писали, как о научном «светиле». Эта неженская несгибаемость появилась возможно не сразу. А ковалась в рабочем процессе, который Алла Дмитриевна описывает со свойственной ей искренностью и благожелательностью. Даже по отношению к неприятным персонажам, встреченным ею в трудовых коллективах «почтовых ящиков», она выглядит весьма лояльной и дипломатичной. Кстати, почему в заголовок вынесены почтовые ящики, автор объясняет в предисловии к книге. Оказывается, оборонные предприятия в Советском Союзе были закрытого типа и шифровались, как «П/я №…»
Говорят, что мемуары не могут быть объективным источником исторических событий. Я же на этот счёт всегда вспоминаю слова-воззвания друга Владимира Маяковского – тоже поэта - Василия Каменского: «Любая биография незаметного архивариуса – пускай коряво написанная – в мильон раз интереснее сочинённой похабщины на романической подкладке». Василий Васильевич призывал каждого человека писать свои биографии. Есть что-то в этом призыве от психоаналитики, думаю. Ведь описывая свою жизнь, человек не только тренирует свою память, концентрируясь на каких-то давно растворившихся в Лете событиях, но и осмысливает её. Это не подведение итогов, хотя Алла Валько в конце и призналась, что раньше и не задумывалась над тем, сколько она сделала после института и до пенсии. Аспирантура МВТУ, диссертация кандидата технических наук, 148 научных работ, 14 авторских свидетельств и патентов на изобретения! Это именно осознанность себя как личности. Как же протекали инженерские будни, какие задачи приходилось решать на производстве, насколько порой необходимо было быть сильной, чтобы противостоять нападкам завистников? В этом и состоит каркас данной биографии, на которую автор нанизывал элементы гироскопической монографии. Вне сомнений, вклад Аллы Валько в научные достижения страны, а именно - сферы авиации, космоса, танкостроения и топографической привязки неоценим! Подчас героичен. В жертву приносилось время и внимание семьи Аллы Дмитриевны – мужа и дочери. Одержимая идеей обязательно найти решение той или иной задачи, она приносила домой рулоны бумаги с уравнениями, по которым строила графики разработанной физической модели и анализировала траектории движения прибора. И однажды нашла ответ на странное, «неклассическое», поведение гироскопа со сбитого в ходе войны иностранного самолёта во Вьетнаме. Этот результат искали лучшие учёные Москвы. Их звучные имена, с которыми доводилось иметь дело автору, мелькают на страницах довольно часто. Увы. «Эврика» озарила только Аллу Валько.
Любопытными показались, на мой взгляд, также встречи Аллы Дмитриевны с известной телеведущей Татьяной Судец, убежавшей от техники, которая совсем была чужда её характеру и устремлениям, и с известным писателем Юрием Бондаревым в момент чтения Аллой Валько его книги в метро.
Неожиданные ЧП различного масштаба, увлекательные любовные повороты, семейные драмы и радости захватили меня не на шутку. Заканчивая через пару дней читать воспоминания, которые были близки мне своей «советскостью» - ведь я тоже оттуда, я чуть не прослезилась. Время неумолимо движется вперёд. Сегодня точностью гироскопических измерений специалистов не удивишь – приборы, кстати, применяются и в обычных смартфонах, которыми мы пользуемся! Правда, нынешние гироскопические приборы строятся на других физических принципах – твёрдотельные, волоконно-оптические и др. Но кто, как не Алла Дмитриевна Валько, стояла у истоков их разработок!? Это была прекрасная эпоха, прекрасная наука, прекрасная жизнь!
«Часто, когда я иду пешком от дома до метро “Кунцевская” сначала по пересеченной местности, а потом через наш перелесок, я наблюдаю, как молодые парни и девушки – студенты геодезического колледжа – работают с оптическими теодолитами, установленными на треноги. Они проводят практические занятия. И хотя я знаю, что это только теодолиты, а не гирокомпасы, у меня сжимается сердце: я вспоминаю свою молодость», - такими словами заканчивает автор книги одну из глав, а я хочу закончить свою рецензию на воспоминания богатой души и стойкого характера женщины, с которой мне посчастливилось познакомиться, хоть и заочно, по переписке, но всё же. Горжусь!
Опубликовано: 03.02.2021
орфография и пунктуация автора сохранены
Предыдущая | Следующая | Лента публикаций

Юлия Руденко

Вид для читателей
Рейтинг публикации: 154
Просмотры: 67, прочтения: 3
Оценки: 2 (средняя 5.0)
Ваш отзыв
Заказные рецензии
[ORD_TBL]
Отзывы
Большое спасибо, Юлия, за Вашу вдумчивую и доброжелательную рецензию. Больше всего меня поразило, что Вы, филолог по образованию, сумели разобраться в сущности технических проблем, с которыми мне пришлось столкнуться в моей работе исследователя. Вы совершенно правильно оценили мою целеустремлённость при решении поставленных задач и перипетии моей личной жизни.
Алла Валько, 14.02.2021 00:14
Рецензии
Похожие публикации
Александр Шпренгер: Наука и религия
Михаэль Фартуш: Синдром Алисы в стране чудес(отрывок)
Марк Алл: Диалоги с Мумией. Глава девятнадцатая
Андрей Титов: Банкир
Максим Терехов: Погоны
Максим Терехов: Момент истины
Максим Терехов: Тётьася - путь врача
Максим Терехов: Жгучий перец
Максим Терехов: Встреча с прошлым
Максим Терехов: Радиолюбитель
Максим Терехов: Дурные мысли
Максим Терехов: Мираж
Максим Терехов: Когда жена казачка
Дан Мирошенский: Первый дом на доисторической Родине
Новые авторы
Таммара
Юлия Руденко
Заказы на рецензии
Магазин на сайте ЛИ
Автор приглашает
Анонсы книг
Ещё анонсы
Новые книги
«Время удачи»
Калейдоскоп чувств и событий в жизни Аси и её подр
«Будущее в прошлом»
© 2014 – 2020, Литературное имя. Администрация
Публикации на взаимовыгодной основе