Литературное имя
рейтинги, публикации, рецензии, издать и продать книгу
Наш проект позволяет авторам войти в Большую литературу, получить признание и заработать, помогая начинающим: подробнее ...
ИЗДАТЬ книгу от 7500 руб., ПРОДВИНУТЬ И ПРОДАТЬ
(8-903) 019-0541, (8-906) 704-6873
 
Личный кабинет Выход
Рейтинги
Публикации
Критика
Магазин
Издать книгу
Новости сайта
Конкурсы
Частые вопросы
О проекте
Анонсы публикаций
Михаил Струнов:
На поле Армагеддона,
Алекс:
Сердце
Галья Рубина-Бадьян:
Попытка
Ещё анонсы
Новости сайта
Новости ноября 2018
Как сделать, чтобы Ваша книга продавалась в магазине на сайте
Подписка на новости:
Объявления
Зарегистрируйтесь на сайте и получите 1000 махов и 1000 web-литов для начала работы!
Друзья Гумфонда
Информация
Литературный конкурс "Рус­ский По­эт": при­ем за­я­вок до 27 де­ка­б­ря 2018 г.
Конкурс рецензий "Пи­шу о те­а­т­ре": при­ем за­я­вок до 1 фе­в­ра­ля 2019 г.
Конкурс эссе "То­ч­ка ро­с­та": при­ем за­я­вок до 1 ап­ре­ля 2019 г.
Творческий конкурс "В за­щи­ту оке­а­нов": при­ем за­я­вок до 17 ию­ня 2019 г.
Всероссийский конкурс "Юный сле­до­ва­те­ль": при­ем за­я­вок до 15 де­ка­б­ря 2018 г.
Мария Солодилова - Проза: рассказы (проза о школе, нравственном выборе)
Барамин-3
…всех, кажется, удивило то, что он легко предугадал этот ход…
- Если Вам это интересно, я не буду возражать, Михаил, надо только обсудить некоторые моменты, чтобы получилось всё-таки сочинение, а не подражательный фантастический рассказ…
Серьёзный, темноволосый, полноватый, в отличие от брата-близнеца – светловолосого, юркого, которого всё время хочется назвать просто Даней, а не Даниилом.
- А теперь – он обратился к классу,- десять вопросов: даёте толкование понятия, которое я называю. Небольшая работа на десять минут, приготовили ручки. Итак, овогенез…
Зашуршали, заскрипели. Но всё-таки в привычном рабочем шорохе было что-то не то. Видно, им было немного стыдно за то, что они не такие, как он привык видеть их на уроках МХК и литературы. Сколь непрочно оказалось всё закладываемое в них перед грубым и бессистемным натиском других дисциплин… Будет ли хоть какой-то толк от этого урока?
Справились неплохо. Собрал листочки, на лету проверяя и анализируя ошибки. Пришлось разобрать подзабытое из прошлых тем.
- Сейчас я дам дополнительный материал, для олимпиадников. Кто не хочет, может не записывать.
Все взялись за ручки.
- Итак, партеногенез – пишу на доске, не ошибитесь – тоже половое, но однополое размножение, в природе существует у пресмыкающихся и некоторых насекомых…
Суматошно зазвонил телефон – мало того, что выключить забыл, так ещё и на самую большую громкость поставил:
- Саш, а Саш, а Иришка-то четвёртым беременна! Я боюсь, вдруг она опять будет дома рожать?!
И голос заполошный, будто пожар, полкласса слышит.
- Я, как ты знаешь, был шестым, и родился в полузасыпанном окопе по пути с поля, ты родилась в бараке без туалета и горячей воды – и никто не помер, и вообще – у меня урок, потом поговорим…
Ну вот, сбила весь настрой – вспомнил Иришку с её Аликом, Полиной и Максимкой и перлы, оставшиеся после них на холодильнике – «Чтоб врагу не покориться – пейте ряженку с корицей!» «Я пешком хожу под стол и сейчас туда ушёл», и блестящие нити слюней на лысине, и маленькие пальцы ног в бороде, и как сперва тепло, когда писают за шиворот… Класс зашуршал вразнобой, без труда почувствовав это. Едва докончил про партеногенез. Устал. Сел за стол.
- А Вы про клонирование нам расскажете?
- Зачем вам клонирование? У вас об этом даже на олимпиаде не спросят. Ну хорошо, давайте посмотрим, как происходит клонирование: из яйцеклетки извлекается ядро, и это ядро бомбардируют до тех пор, пока оно не начнёт делиться. И стареет клонированная особь вдвое быстрее. Такой вот парадокс поисков вечного «лекарства от старости». Партеногенез в этом смысле перспективнее.
- Да, для представительниц женского пола.
- Но ведь есть ещё и стволовые клетки… Они же омолаживают…
- Ну-ну. И кто же это опытным путём доказал? Пока нет достаточных данных, вряд ли стоит спешить с выводами. Да, возможно, что это неприкосновенный запас, но – индивидуального пользования.
- А как вы относитесь к эволюции?
- А почему Вы назвали мужчину и женщину разными биологическими видами?
- А почему Вы не считаете клонирование размножением?
Отвечал сразу на ворох вопросов – что нередко самца и самку одного вида относили к разным, что реальной эволюции никто не наблюдал, что размножение – это воспроизведение жизнеспособного потомства, а не деградация в ближайших поколениях… И тут же выбарматывал вслух то, что шло изнутри.
- Кого мы носим в себе – предков или потомков? Или тех и других? Сможешь ли счесть песок морской… Будто бы для того, чтобы из одного человека неведомым образом воззвать всех… Заботится ли солнце о земле? Заботится?
-Да…
-Да…
-Да…– зашелестели изумлённые голоса, смущённые ненаучной очевидностью вопроса.
- А почему Вы думаете, что мы носим в себе предков или потомков?
- А Вам эта мысль никогда не приходила в голову?
Многие так до одиннадцатого класса и не могли привыкнуть к его манере отвечать вопросом на вопрос.
- А что говорит наука по поводу заботы солнца о земле?
- Представьте себе, ничего. Ставит какие-то никчёмные эксперименты: закрывают людей в тёмной капсуле без еды и воды, а через пару дней интересуются – как вы думаете, сколько времени прошло? Неужели не ясно, что без солнца всякое чувство времени теряет смысл? И самочувствие, и пищеварение, и все другие процессы организма – не могут происходить без солнца! И это вместо жизненно-необходимых исследований!
- Лекарства от рака?
- Не только. Сфера вопрошаний человечества к науке – не только вне морали, но в самой сердцевине её, а наука всё время стремится оказаться «по ту сторону добра и зла», и у неё свои вопросы к природе. И почему мы вынуждены терпеть тех, кто почти ничем не может помочь в решении наших насущных вопросов?
- Каких же?
- Знаете, моя мама работала с младенцами, вывезенными из блокадного Ленинграда. Они почти все умерли. Но нет, не от голода… Потом это назвали «синдромом госпитализма»… Сперва все дети кричали, требуя внимания, ласки. Они цеплялись за всех входящих женщин, кричали каждой «мама». Потом, видя, что на них не обращают внимания, а только кормят – смотрели в одну точку, отказывались от еды и умирали. Но те, кого моя мама и некоторые другие брали на руки, поглаживали по голове, целовали – выжили! Наука ведь никогда не докажет, что жизнь просто бессмысленна без любви! Поэтому любовь важнее поисков лекарства от рака и эликсира вечной молодости в стволовых клетках. Вообще, все вопросы науки о солнце – для здорового: яркость, притяжение, расстояние… Для слепого всё это бессмысленно. Ему не только важно знать – заботится ли солнце о земле, но и ощущать эту заботу…
- А Вы думаете – слепой может это почувствовать?
- Конечно. Известны ведь компенсаторные механизмы у практически здоровых людей – например, при миопии нередко бывает или обострённый слух или усиленное обоняние. Больные же – они в каком-то смысле не от мира сего… Моя сестра, диабетчица, знаете, какую дозу сладкого могла чувствовать? Несколько крупинок сахара на стакан! А иногда, зная, что сахара в стакане нет, говорила – сегодня сладкая вода! Что, никому не случалось общаться с диабетиками?
Молча мотали головами. Не биология уже и не литература – какая-то натурфилософия.
- Итак, кто какие темы выбрал, давайте обсудим, показывайте.
Ответственность человека перед природой с эпиграфом из Кузнецова. Ответственность учёного: перед природой, людьми и собой. Заявленная ода мелу. Пресловутая «альтернативная биология» - полунабросанное рассуждение о животной и растительной клетках… Говорил же, что надо в одиннадцатом классе давать основы философии! Поговорить ещё с директрисой – эти, пожалуй, дорастут…
- Мы с вами встречаемся во вторник на литературе, работ ваших жду с нетерпением, но сроку даю – неделю.
- А во вторник можно приносить?
- Конечно, можно.
Михаил не на шутку увлёкся – видно, хочет писать прямо сейчас, не отвлекаясь ни на что другое…
Три своих, привычных урока – русский и литература в десятом и МХК в пятом. Давно уже проснувшееся солнце пробудило к жизни оглушительную капель, напряжённую, как барабанная дробь, заставляющую к чему-то прислушаться.
- Все люди – братья,
Мы - седьмая вода,
И мы едем, не зная,
Зачем и куда**** – озадачила его автоматически открывшаяся дверь маршрутки, когда стоял на остановке. Снова телефон – Надя: Полину на танцы Иришка отведёт, она уже вышла из консультации… Вот и хорошо – можно зайти домой, наконец пообедать. Домашний обед всегда лучше пирожков у метро, как бы заманчиво они ни выглядели – ни Надя, ни Наташа, ни Иришка, к сожалению, этого не понимают.
Придя домой, поставил щи на плиту, картошку с мясом – в микроволнушку, но спокойно ждать на кухне не мог. Не сиделось. Хотя времени оставалось – только поесть, чтобы успеть снова в школу – театральный кружок у малышей, литературная студия у старшеклассников… Думалось – в сотый или тысячный раз: какое число у подлежащего – двойственное или множественное, если глагол – как он с детства помнил – в единственном? Казалось, что, если он возьмёт в руки книгу, то без труда всё вспомнит и поймёт – не только написанное, но и то, что читается между строк…
Прошёл к себе в кабинет – бывшую детскую – тесную восьмиметрушку, уставленную книгами, чтобы там, во втором ряду высокого книжного шкафа, найти ту самую, потрёпанную, забытую на много лет, и прочитать давно знакомые слова: Бара Элохим…
Примечания
* С. Липкин «Возвращение из Египта», 1965 г.
** Арсений Тарковский «Возмездие».
*** Ю. Кузнецов «Атомная сказка», 1968 г.
**** В. Цой «Троллейбус, который идёт на восток».
Москва, 10 июля 2012 г.
Опубликовано: 05.02.2018
орфография и пунктуация автора сохранены
Предыдущая | Следующая | Лента публикаций

Мария Солодилова

Вид для читателей
Рейтинг публикации: 182
Просмотры: 373, прочтения: 1
Оценки: 1 (средняя 5.0)
Ваш отзыв
Ваша рецензия
Заказные рецензии
[ORD_TBL]
Отзывы
Понравился учитель, рассказ, стиль написания. Если в кратции, спасибо за эту душевную, интересную историю. Прочитала с удовольствием )
Виктори Вамп, 06.02.2018 20:36
Спасибо! К сожалению, такие учителя уже невозможны, после ФГОСов все изменилось - констатирую как корректор образовательного издательства. Но прототип успел очень многое...
Мария Солодилова, 06.02.2018 20:45
Рецензии
Похожие публикации
Надежда Коган: Уроки благородства
Мария Солодилова: Барамин-2
Новые авторы
Сергей Фофанов
Мазманян Валерий
Марина Улыбышева
Александра Саша Сашнева
Ирина Май
Автор приглашает
Новые книги
Николай Ярославцев «Вождь из сумерек» часть 1
Проект, избежавший коррупции
Азриэль «Высшая мера наказания»
Юрий Малов «Хождение по торговым палатам»
Ирина Шахова «Мой Порог»
Леонид Фраймович «Нич Ниднибай»
© 2014 – 2018, Литературное имя. Администрация