Литературное имя
рейтинги, публикации, рецензии, издать и продать книгу
Наш проект позволяет авторам войти в Большую литературу, получить признание и заработать, помогая начинающим: подробнее ...
ИЗДАТЬ книгу от 7500 руб., ПРОДВИНУТЬ И ПРОДАТЬ
+7(903) 019-0541, +7(906) 704-6873
 
Личный кабинет Выход
Рейтинги
Публикации
Критика
Магазин
Издать книгу
Новости сайта
Конкурсы
Частые вопросы
О проекте
Новости сайта
Участие в выставке ММКВЯ 2019 и премирование авторов
Список СМИ, куда доставляются книги курьером
Подписка на новости:
Анонсы публикаций
Ещё анонсы
Объявления
Зарегистрируйтесь на сайте и получите 1000 махов и 1000 web-литов для начала работы!
Информация
Литературный конкурс "Кни­гу­ру": при­ем за­я­вок до 15 ию­ля 2019 г.
Литературный конкурс "Мо­но­ЛИТ": при­ем за­я­вок до 25 ию­ля 2019 г.
Литературный конкурс "Ру­с­с­кие ри­ф­мы": при­ем за­я­вок до 31 ав­гу­с­та 2019 г.
Конкурс "Лу­ч­шее имя для зве­з­ды": при­ем за­я­вок до 30 се­н­тя­б­ря 2019 г.
Премия "Чи­тай Ро­с­сию" за лу­ч­ший пе­ре­вод: при­ем за­я­вок до 30 ап­ре­ля 2020 г.
Марина Улыбышева - Проза: рассказы (проза о графоманах, жизни, поэзии)
Справка о гениальности
Распахивается дверь – и на пороге отдела культуры, где я работаю редактором, возникает мужчина. Небольшого роста. Смугловатый. Кучерявый. Встаёт, как памятник, в профиль:
– Чувствуете? Похож?
Недоумённо пожимаю плечами. Он обиженно подсказывает:
– Ну как же!!! Пушкин!!!
Чувствую, всё – теперь полдня рабочего времени потеряно. Раскачиваясь и завывая, он начинает читать:

Наша родина прекрасна
И цветет как маков цвет.
Окромя явлений счастья
Никаких явлений нет!

С надеждой, заглядывая в глаза, спрашивает:
– Ну как?
Так больной заискивающе спрашивает доктора: “Я здоров?” Увы, больны! Хронически и, судя по возрасту, неизлечимо! Диагноз налицо.
Графомания, как ни странно, имеет у нас в России характер эпидемии. Пишут кухарки, доярки, трактористы, зэки, милиционеры, врачи “скорой помощи” и сторожа. Не обходит она стороной и респектабельных личностей – банкиров, предпринимателей, директоров. Из писем, приходящих к нам в газету, девяносто девять процентов – стихи, и начинаются словами: “Дорогая редакция! Мне кажется, я – поэт!”
Признаки болезни у всех одни и те же – сбой ритма, чудовищные ударения, рифмы вроде “палка-селедка”, но самое ужасное – непроходимая заштампованность и банальность. Когда я в тысячу сто двадцать первый раз читаю, как милая берёзка (дуб, тополь, ива, ольха) “стоит, красуясь, над Окой (Жиздрой, Угрой, Суходревом)”, я зверею. Я вспоминаю Чехова, который говорил, что нас убьёт пошлость и невежество. Среди миллиона под копирку написанных строк как проблески гениальности воспринимаются такие перлы (о дуэли с Дантесом):

Первым выстрелил Дантес,
но себя превозмогая,
Пушкин вытащил обрез,
На курок не нажимая.

Так зримо и представляешь себе раненого Пушкина, вытаскивающего из-под телогрейки кулацкий обрез. Или такое (тоже о Пушкине):

Прошёл в Натальины покои,
Джентльмена сделал реверанс.
Ах, счастье в жизни делят двое.
То был счастливый день и час.

Автору этих строк, конечно, невдомёк, что “реверанс” – глубокий поклон с приседанием, который по этикету делали женщины, а вовсе не “джентльмены”. Что уж по сравнению с этим какой-нибудь пролетевший “караван грачей” или то, как “танк, зашел солдату взад”.
От хорошей поэзии душа воспаряет. От плохой – скрючивается и скукоживается. Думаю, что если её (плохую) читать подряд часов пять без перерыва – можно заболеть. Пробивная способность иных графоманов обратно пропорциональна таланту. Неудивительно, что вместе со стихами они приносят в редакцию дипломы, грамоты, благодарности, медали, в общем – “справки о гениальности”. К примеру, про новоявленного “Пушкина”, речь о котором шла в начале, в такой справке было написано: “В его стихах присутствует ожидание и зыбкость мировосприятия. Это – признаки настоящей поэзии”.
Ещё они дарят книги (благо, сейчас за деньги можно издать все). Глядя на завалы в редакционном шкафу, скрежещу зубами, как Скалозуб, – собрать все книги бы, да сжечь!
Но... рука не поднимается. Вдруг начинаю думать, ну в какой стране ещё так страдают стихотворным писательским зудом: в Америке, Швейцарии, Африке? А ведь у души должна быть отдушина. Вот она-то, русская бесприютная душа, может быть, и отдыхает в этих неумелых строчках от тяжести русского бытия, от неустроенности, нищеты, бандитских разборок, терроризма, кошмаров жизни. Душа как бы говорит – я ещё живая, тоже мучаюсь, страдаю, переживаю. Знаете, сколько присылают стихов о России? А в них, несмотря на всю униженность и забитость, звучат, как в старинных богатырских песнях, вера в победу и надежда на светлое будущее:

Все чиновничьи преграды мы осилим,
Смыв позор с российскими людьми.
Верим: будешь матерью, Россия,
А не мачехой, торгующей детьми.
Рубль униженный мы б окрестили “россом”,
От своих ошибок став умней.
Чтоб пред “росса” богатырским ростом
Евро, как и доллар, был пигмей.

А может быть, всё вообще не так плохо, пока мы, потомки Пушкина, болеем этой самой графоманской болезнью? А вдруг совсем задавят нас обстоятельства жизни, и никто уже не принесет в редакцию строк: “Я не учусь и не могу найти себе работу. Но у меня есть страсть – писать! Весна пришла, и чувства все проснулись. Душа запела, и крылья ввысь взметнулись!”
Опубликовано: 04.10.2018
орфография и пунктуация автора сохранены
Предыдущая | Следующая | Лента публикаций

Марина Улыбышева

Вид для читателей
Рейтинг публикации: 162
Просмотры: 630, прочтения: 28
Оценки: 4 (средняя 4.5)
Ваш отзыв
Заказные рецензии
[ORD_TBL]
Отзывы
Не нужно мелочных придирок, уважаемые дамы и господа, -- Африка, личностей.
Марина всё правильно написала. Из-за наплыва графоманов в литературу не видны таланты. Редакции не справляются с потоком писем от бездарностей и часто пропускают, уверен, действительно прекрасные работы. Из-за бездарей в литературе, возомнивших себя Есениными, Пушкиными, Чеховыми, Толстыми простому, но талантливому литератору не выбиться в люди, единицы их теряются в бурном потоке помоев.
Вассбар, 16.06.2019 06:10
Марина, вы строги, честны и оптимистичны. Спасибо! Вы правы, нам не хватает объективности и наверно правдивого взгляда со стороны, ведь родные всегда в восторге. Я сама прекрасно знаю, что не поэт, но рука сама нет-нет да тянется к ручке и блокноту... Ну и в конце-таки замечу, что Африка не страна! ;-)
Алёнка Ёлка, 15.10.2018 20:42
Не обходит она стороной и респектабельных личностей

Кажется, правильнее: личности.
Аластрум, 11.10.2018 20:49
А что - отзыв? Рецензию Шакир а-Мила почитайте.
Александр Марусев, 09.10.2018 23:54
Рецензии
Шакир а-Мил, 05.10.2018 07:53
Похожие публикации
Дон Боррзини: Два толстяка в одном ПАЗу
Дон Боррзини: Пунитаялини. Гл. 24. Хеленка, Хеленочка
Дон Боррзини: Пунитаялини. Гл. 25. Мужья-тёзки и филармония
Михаил Н.Ромм: Проблемы сетевой литературы и как с ними бороться
Михаил Н.Ромм: О литературе живой и мертвой
Михаил Н.Ромм: КАК Я СТАЛ РЕДАКТОРОМ. Записки коллаборациониста
Михаил Н.Ромм: Творческий рейтинг против рейтинга известности
Михаил Н.Ромм: Мысли о переводе
Магазин на сайте ЛИ: Утерявшие в себе атлантов. О сборнике Владимира Козырева
Магазин на сайте ЛИ: Я поступила в жизнь: о книге Виктории Габриелян «Я поступила в университет»
Барамунда: КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ В БУКВОПИСЬ
Алексей Бобров: Волшебный фонарь
Алексей Бобров: Мать королей (Ю. Крашевский)
Ирина Луговая: Рэп
Марина Меламед: Сценарий мыльной оперы «Пена»
Ольга Девш: Раздевалка ярлыков
Ольга Девш: Гиппократовая клятва -1-
Ольга Девш: Гиппократовая клятва -2-
Сергей Фофанов: Ему не за что было зацепиться
Андрей Титов: Ор (Свет)
Андрей Титов: Ор (Свет) окончание
Андрей Титов: Ангелы на тарелочках
Ирина Май: Одноклассницы. О пользе стихосложения
Ирина Май: Любовь и история партии (продолжение)
Олег Букач: Метель
Николай Толстиков: Почти святочная история
Николай Толстиков: Противостояние
Анири: И коей мерой меряете. Часть 1. Алька. Глава 4. Пе'тро
Анири: И коей мерой меряете. Часть 1. Алька. Глава 5. Родительская
Мария Солодилова: Театральная сказка
Новые авторы
Константин Берковский
Марина Эскина
Заказы на рецензии
Барамунда
Автор приглашает
Анонсы книг
Ещё анонсы
Новые книги
«Во времена Саксонцев»
«Орбека», «Дитя Старого Города»
«Еврейские женщины в истории и современности»
© 2014 – 2019, Литературное имя. Администрация
Публикации на взаимовыгодной основе