Литературное имя
рейтинги, публикации, рецензии, издать и продать книгу
Наш проект дает возможность любому автору
войти в профессиональное литературное сообщество,
получить признание не за деньги, а за талант и даже
заработать, помогая начинающим авторам: подробнее.
  
Личный кабинет Выход
Рейтинги
Публикации
Магазин
Издать книгу
Новости сайта
Словарь терминов
О проекте
Анонсы публикаций
Новости сайта
Стоимость анонсов на сайте снижена в 4 раза
Возмущение литературным рейтингом
Объявления
Зарегистрируйтесь на сайте и получите 100 махов и 500 web-литов для начала работы!
Объявлен лауреат премии Русский Букер 2016 года.
Объявлен победитель российской литературной премии Национальный бестселлер 2016 года.
Конкурсы
Объявлен конкурс авторов и иллюстраторов Новая детская книга 2017 года.
Объявлен литературный конкурс Люди Алёхинского духа 2017 года.
Объявлен конкурс творческих работ Теплые слова 2017 года.
Михаил Н.Ромм (эксперт) - От администрации сайта: статьи (проза о литературном рейтинге)
Возмущение литературным рейтингом
Не столь давно публикация литературного рейтинга авторов современной литературы на сайте «Литературное имя» вызвала непонимание и бурные протесты многих литераторов.
Реакция, в принципе, ожидаемая. Те, кто вообще не попал в рейтинг, обиделись по очевидной причине; те же, кто попал, обиделись, что их рейтинг оказался недостаточно высок. Участники списка с высоким рейтингом, попавшие на первые страницы, отреагировали вполне равнодушно. Надо думать, потому, что известность упомянутых авторов настолько высока, что она их уже не особенно интересует… тем более что речь не идет о непосредственном материальном вознаграждении. Этот рейтинг пока не сулит премию с крупными денежными призами.

При этом не многие осознают, что, на самом деле, целью составления списка «Литературных имен» вовсе не было ранжирование авторов. То, что в результате получился рейтинг – побочный эффект. Очевидно, требуется пояснить суть идеи.
Итак, реестр литературных имен — это всего лишь попытка определить область литературы, в некотором роде — ее видимый спектр. Неоспоримо, что в настоящее время стало настоящей проблемой понять: где вообще начинается и кончается литература, и кто ее создает. Когда-то это было просто: все издаваемое на бумаге и было литературой.

Ликвидация государственной монополии на печатное слово нарушило эту стройную картину. А возможность публикации за счет средств авторов де-факто постепенно уничтожила традиционную критику и литературные журналы. Все попытки расставить точки над i, литературные премии, рецензии — всё это потеряло смысл, хотя и сохраняет до сих пор некую видимость института. Ценностные ориентиры подорваны. Ведь тот, у кого есть деньги, жгущие карман, и определяет, что хорошо, а что плохо. Ареной для критики являются те же, нуждающиеся в финансировании, издания. И вот уже платное рецензирование оказывается в порядке вещей, дискредитируя саму концепцию критики как таковой. А ведь есть еще и читатели, которым стало очень тяжело отделять зерна от плевел, невзирая на объективность существования зёрен.

Вскоре к этой, и без того непростой, ситуации добавилась литература сетевая. Это привнесло еще больший хаос, теперь не только критерии оценки творчества подверглись коррозии, но и само литературное имя стало размываться и исчезать. Авторы в сети выступают под псевдонимами гораздо чаще, чем «на бумаге». Количество «писателей» вырастает в разы. И даже в тех случаях, когда люди называются реальными именами, все чаще путаются между собой полные однофамильцы.

Представляется, что составление реестра литературных имен способно, хотя бы отчасти, преодолеть проблему. Исторически сложилось, что основа такого подхода уже была создана в процессе работы газеты «Гуманитарный фонд» да и самого «Гуманитарного фонда» как такового. Основа, которая первично появилась из рекомендаций экспертов, а затем уже образовавшегося в процессе работы сообщества… Инструментально все делалось тогда на уровне «каменного» века: не только Интернет был ещё в колыбели, но и сами персональные компьютеры оставались роскошью.

Тем не менее, авторитетность тех давнишних экспертов не вызывала никакого сомнения. Многие имена уже и тогда были более чем известны, а теперь некоторые из них, к сожалению, с полным правом записаны в классики. Аксенов, Вознесенский, Евтушенко — перечислять всех смысла нет, уровень понятен. Но когда началась работа над новым реестром, выяснилось, что начальный набор авторов уже устарел! Со времен «ГФ» кто-то присоединился к классикам уже навсегда, появилось немало новых известных, малоизвестных да и вовсе неизвестных имен. Так что пришлось формировать экспертный совет заново. Если раньше базовым критерием для отбора была известность, теперь оказалось важнее реальное участие в работе.

Энтузиазм девяностых, когда все были готовы ко всему, остался в прошлом. Но и сейчас вклад консультантов в проект оказался не так велик. К отбору имен были привлечены те, кто владеет информацией о происходящем в литературе в силу специфики своей деятельности. Причем, это не группа друзей и единомышленников. Легко увидеть, что вкусы и эстетические предпочтения этих людей зачастую противоположны. Но всех их объединяет то, что они, так или иначе, являлись ранее или являются теперь активными организаторами литературного процесса. Фактически, итоговый список возник в результате простого опроса специалистов, принявших в нём участие. Каждый назвал имена, которые кажутся ему заслуживающими внимания. Команда проекта объединила названных авторов в единый список… и вот тут выяснилось, что некоторые имена назывались чаще других. Так, в виде побочного продукта, и появился рейтинг. Сам по себе он никак не указывает на качество творчества автора, только на степень его известности в определенном кругу! Можно отсортировать авторов в алфавитном порядке или по дате добавления имени в проект. Сделайте так, если вам не нравится ранжирование по известности.

Хотя некоторый смысл в рейтинге все-таки есть. Уровень известности можно сопоставить с уровнем авторитета. Действительно, чем больше людей знают кого-то, тем больше можно рассчитывать на то, что к его мнению они прислушаются. И именно это важно — мнение о других авторах. Вы скажете: «Ха-ха-ха, авторы интересуются лишь собой!» Да, отчасти это верно… но все не так плохо. Ведь испокон веков существует сложившаяся традиция, когда более известные авторы поддерживают менее известных, таким образом, давая им путевку в жизнь. И вес их голоса тем больше, чем выше рейтинг известности.
Есть и еще один аспект. Чем литературное имя знаменитей, тем больше издатель может рассчитывать на интерес читателей. Литературное имя становится самодостаточной ценностью, появляется смысл заниматься его развитием. А значит, можно сделать регистрацию в проекте свободной. Бесполезно создавать сотни аккаунтов с красочными «никами», чтобы накручивать голосование. Вес их голоса будет ничтожно мал. Зато заявить свое литературное имя, привлекать к нему внимание других участников сообщества, публикуя и рекламируя свои тексты — вот верный путь к известности среди профессиональных авторов. Согласитесь, это радикальное отличие от вариантов публикации в сетевых помойках.

Так что если имени еще нет в списке, это не значит, что оно не может в нем появиться.
Тем же, кто уже присутствует в рейтинге, но не на первых страницах, нужно не дуться, а понимать — рейтинг открытый. Любое литературное имя, добавленное недавно, поначалу всегда будет в конце списка. Однако если автор действительно известен, он очень скоро поднимется к верхним позициям.

Некоторые говорят: вот еще одни самозванцы, пытающиеся присвоить себе право судить. Но достаточно просто внимательно взглянуть на проект, чтобы понять всю нелепость такого обвинения. Консультанты не получают никакой зарплаты и независимы друг от друга, а равно и от инициаторов начинания. Некоторые вообще ограничились только предоставлением своей версии списка. Кроме того, сам состав консультантов не фиксированный, и в нем постоянно происходит ротация. Их наличие необходимо только на первой стадии. Настоящими же экспертами являются все члены литературного сообщества, они голосуют своей растущей известностью и, в конечном счете, именно они определяют состав консультантов.
Опубликовано: 05.10.2017
< предыдущая | следующая >

Михаил Н.Ромм
Рейтинг публикации: 180
Просмотры: 179, прочтения: 11
Оценки: 2 (средняя 4.5)
Заказные рецензии
[ORD_TBL]
Отзывы
Рецензии
Похожие публикации
Новые авторы
Ирина Елисеева
Владимир Плешаков
Александр Строганов
Ингвар Донсков
Алексей Бобров
Автор приглашает
Новые книги
Красная пара
Инфанта
Из жизни авантюриста Эмиссар
Стеарин
Скульптура сна Электронная книга
Скульптура сна
© 2017, Литературное имя