Литературное имя
рейтинги, публикации, рецензии, издать и продать книгу
Наш проект позволяет авторам войти в Большую литературу, получить признание и заработать, помогая начинающим: подробнее ...
ИЗДАТЬ книгу от 7500 руб., ПРОДВИНУТЬ И ПРОДАТЬ
(8-903) 019-0541, (8-906) 704-6873
 
Личный кабинет Выход
Рейтинги
Публикации
Критика
Магазин
Издать книгу
Новости сайта
Словарь терминов
Частые вопросы
О проекте
Анонсы публикаций
Ещё анонсы
Новости сайта
Новости 30_08_2018
Как принять участие в проекте «Литературное имя»? Коротко
Подписка на новости:
Объявления
Зарегистрируйтесь на сайте и получите 1000 махов и 1000 web-литов для начала работы!
Друзья Гумфонда
Информация
Премия "Бунинская": при­ем за­я­вок до 1 июля 2018 г.
Премия "НОС": при­ем за­я­вок до 31 июля 2018 г.
Литературный конкурс "Кубок Брэдбери": при­ем за­я­вок до 1 сентября 2018 г.
"Премия неправильной дра­ма­ту­р­гии": при­ем за­я­вок до 1 сентября 2018 г.
Литературный конкурс "Чеховская осень": при­ем за­я­вок до 26 октября 2018 г.
Михаил Н.Ромм - Проза: статьи (проза об искусстве, творчестве, литературе)
Искусство. Кодекс самурая
Рассмотрим два утверждения:

Первое.

Искусство безадресно, бессмысленно и бесполезно.
Это звучит парадоксально, но только на первый взгляд.
Если вдуматься, художник принципиально не может найти адресата для своего творчества. Произведение это не послание кому-то, оно самодостаточно. Даже сам он, по отношению к своим творениям, не является адресатом. Ведь время меняет всё. Тот, кто создал нечто, уже в следующий момент – не совсем тот же самый человек. По прошествии же нескольких лет, он вообще воспринимает созданное им отстраненно. Тем более художник не может и не должен связывать себя тем, что кто-то скажет или подумает.
Отсюда следует, что нет никакого смысла, который можно было бы гарантировано вложить в свое произведение. Ведь, если искусство не имеет адресата, то и послание в нем не содержится, а то, что будет прочитано зрителем непредсказуемо. Сказанное не означает, что содержание любого произведения не имеет смысла, просто смысл этот неуправляем.
Отсюда же вытекает и бесполезность. Не потому, что никто не сможет извлечь для себя пользы из произведения, а потому, что невозможно предсказать в чем будет заключаться эта польза, а следовательно, глупо надеется сознательно сделать произведение полезным.
Ни поучать, ни развлекать, не ублажать адресата творчества нельзя, если этого адресата не существует.

Второе.

Успех опаснее неудачи. И опять, Вы скажете, как же так? Но принимаем ли мы тот факт, что «успех» и «неудача» – категории, существующие только в рамках парадигмы времени? Что такое успех, как не достижение поставленной цели? Но где уверенность, что цель была поставлена правильно? Где уверенность, что достижение цели сегодня, не отразиться в будущем негативно? Кроме того, достижение определенного успеха предполагает установку нового рубежа, который нужно преодолевать, а усилий для преодоления нужно всё больше и больше. Неудача же не дает ничего, кроме опыта и перспективы роста. Разумеется, нельзя стремиться к неудаче, ведь тогда она станет целью, достижение которой превратится в успех. Однако, речь не о том, к чему стремиться, а о том как воспринимать результат попыток.
И вот — прописная истина — «человек творит, поскольку это его предназначение — творить». Награда его заключена в самом творчестве. Смирившись заранее с тем, что ни слава, ни публика не ждут впереди, и что возможно, результат творчества будет уничтожен, только так, очистив свои мысли от суеты, можно предаться этому служению. Таков путь самурая.
Опубликовано: 21.10.2017
орфография и пунктуация автора сохранены
Предыдущая | Следующая | Лента публикаций

Михаил Н.Ромм

Вид для читателей
Рейтинг публикации: 245
Просмотры: 930, прочтения: 22
Оценки: 3 (средняя 5.0)
Ваш отзыв
Ваша рецензия
Заказные рецензии
[ORD_TBL]
Отзывы
Первое.

На мой вкус термины употреблены не совсем точно. Видимо, сознательно с целью провокации.

«Безадресно» - скорее, не адресовано конкретным лицам (Намеренно пишущие в стол? По крайней мере на этом сайте их нет, так?).
«Бессмысленно» - скорее, речь о субъективности восприятия, а смысл произведения объективно существует, мало того - неизменяем.
«бесполезно» - вы объясняете: «...невозможно предсказать в чем будет заключаться эта польза...». Явное несоответствие понятия и раскрывающей её смысл дефиниции.

Второе.

А про успех хочу поделиться своими мыслями в моём эссе «Успех!»
Сергей Конышев, 24.08.2018 13:13
Разумеется. Но это не столько провокация, сколько мнемонический подход. Чтобы читать было интереснее и концепция запоминалась.
Михаил Н.Ромм, 24.08.2018 21:02
Уж очень попахивает софистикой. То ли себя провоцируете, то ли читателя. "Искусство безадресно, бессмысленно и бесполезно... Успех опаснее неудачи". Черный на самом деле не чёрный... Умный на самом деле дурак... Можно поставить под сомнение и вопрос любое, что признано человеческим опытом, нравственными нормами, практикой. И найти аргументы и слова в многотысячье речи, чтобы заманчиво красиво опровергать, признанное истинным. И истинного нет. Это условность. И Рембрандт с Бетховеном - химеры, случайное или намеренное смешение красок и звуков... И неудачи наши должны вдохновлять и радовать ибо "неудача же не даёт ничего, кроме опыта и перспективы роста". Слава графоманству? Цитирую себя не вовсе любимого: "У поэта случаются неудачи. У графомана - удачи". Хорошо, что есть ваши последние бесспорные 6 строк, убеждающие, что всё над ними - изобретательная литературная шутка. (в прошлом отзыве моя ошибка с фамилией Карамазова. Да простит он там, а вы - здесь).
Феликс Куперман, 16.07.2018 20:31
Я в, данном случае, не пытаюсь оспорить истины, а только пытаюсь их подчеркнуть, взглянув в неожиданном ракурсе. Противоположности, действительно едины, но это не отменяет абсолютные истины.
Михаил Н.Ромм, 17.07.2018 13:52
Хм, статья заставляет задуматься, ведь в правдивости ее сложно усомниться.

Вначале, после прочтения утверждения "Искусство безадресно, бессмысленно и бесполезно." не соглашаешься, но затем прочитав объяснение, и подумав, понимаешь, что так и есть. Адреса нет, да и сам автор, через время, может чувствовать, что написанное им бессмысленно и он не понимает как мог написать такое. Это скорее отпечаток на бумаге переживаний и мыслей, частичка души.

А второе, сложно напоминать себе что неудача - это урок и не впадать в депрессию, но нужно этому учиться. Тогда уроки данные судьбой будут приносить пользу.
Никита Гузь, 08.12.2017 11:21
Не совсем так. В произведение просто нельзя вложить фиксированный однозначный смысл. Можно попытаться, но смысл все равно в большей или меньшей степени будет иным, чем предполагалось. Или искусства не получится вовсе. Но какой-то неуправляемый смысл всегда будет, даже если автор всеми силами постарается от него избавится. :)
Михаил Н.Ромм, 17.07.2018 13:58
Интересная мысль.
Никита Гузь, 17.07.2018 14:17
Это следствие того, что смысл формируется в сознании читателя.
Михаил Н.Ромм, 17.07.2018 15:15
Это да, при этом каждый читатель пропускает текст через призму своего восприятия как мира, так и происходящего на страницах книги.
Никита Гузь, 17.07.2018 15:16
Интересно, что в процессе восприятия произведения присутствует три субъекта. Лирический герой автора, сам автор, и читатель.
Михаил Н.Ромм, 27.07.2018 03:11
Да, так и есть, пожалуй. Пишут (по-крайней мере те, кого есть смысл читать) не потому, что так уж этого хотят, а потому что не могут не писать. И, в отличие от графоманов (те тоже не могут не писать) – не ждут стороннего признания и чьей-то оценки.
У. Лис(с), 12.11.2017 22:53
Согласен. Только графоманы, как раз пишут ради конкретной цели. Добиться славы, успеха и т.д., а не потому, что их распирает изнутри. А если распирает, то можно быть неумелым, но результат все равно уже не будет графоманией. Ведь каждый уникален.
Михаил Н.Ромм, 16.11.2017 15:11
Тонко и иронично. Философски глубокомысленно. "Я усталый старый клоун, я машу мечом картонным..." Кто то с катаной, а у кого боккэн. Или вакидзаси для финала. Бусидо...
Андрей Муз, 23.10.2017 14:59
Спасибо за комплимент.
Михаил Н.Ромм, 02.11.2017 12:48
я существую не для того, чтобы соответствовать твоим представлениям обо мне))
здесь есть хороший шанс для графоманов с апломбом обосновывать свои "твАренья".. зыбкий путь
Мару, 22.10.2017 17:50
Обосновывать свои творенья бессмысленно... Творение говорит само за себя или не говорит. Речь идет о том, как воспринимать эту реакцию. Правильная реакция быть готовым к поражению.
Михаил Н.Ромм, 02.11.2017 12:51
С отдельными трактатами сложно не согласиться.Всё разложено по полочкам.Но это абстрактная модель.Если уж творчество такое бессмысленное и бесполезное, то зачем столько людей им занимаются?
Михаэль Фартуш, 21.10.2017 18:30
Ради самовыражения. Ради фиксации разочарования или восторга перед жизнью. Просто из-за невозможности молчать.
Михаил Н.Ромм, 21.10.2017 18:37
Всё это верно, но эти истины абстрактны. Мы же прекрасно понимаем, что реальное искусство - это иерархия, жестокая конкуренция, деньги, известность и т.п. Представить в наше время самурая искусства в башне из слоновой кости довольно трудно.
Владимир Алисов, 21.10.2017 18:09
Речь идет о мотивации. Ни о чем другом.
Михаил Н.Ромм, 21.10.2017 18:38
Рецензии
Похожие публикации
Дон Боррзини: Жертва искусства
Михаил Н.Ромм: Проблемы сетевой литературы и как с ними бороться
Михаил Н.Ромм: О литературе живой и мертвой
Михаил Н.Ромм: КАК Я СТАЛ РЕДАКТОРОМ. Записки коллаборациониста
Михаил Н.Ромм: Проблемы сетевой литературы. Решение
Михаил Н.Ромм: Приглашаем новых авторов
Михаил Н.Ромм: Творческий рейтинг против рейтинга известности
Михаил Н.Ромм: Провинция души на другом берегу. О Карамазове
Михаил Н.Ромм: Новости 30_08_2018
Нина А. Строгая: Прима
Надежда Коган: Моя любимая поэтесса
Мария Солодилова: Театральная сказка
Мария Солодилова: Танцевальный дождь
Мария Солодилова: Барамин-2
Новые авторы
Валерий Ржевский
Александр Строганов
Яков Меренбах
Жанна Юматова
Михаил Блат
Автор приглашает
Новые книги
Алексей Аистов, Дежавю, Серия «ЛИ»
Александр Шапиро, «У истины в долгу» Серия ЛИ
Лео Певзнер, Там, где мы есть
Светлана Авербух, Жаль не войти мне в этот дождь, Серия «ЛИ»
Александр Доков, Агент «М», Серия «ЛИ»
Владимир Козырев, Возвращение
© 2014 – 2018, Литературное имя