Литературное имя
рейтинги, публикации, рецензии, издать и продать книгу
Наш проект позволяет авторам войти в Большую литературу, получить признание и заработать, помогая начинающим: подробнее ...
Заработать 5000 махов в конкурсе "ОТЗЫВ-ЧЕМПИОН"
 
Личный кабинет Выход
Рейтинги
Публикации
Критика
Магазин
Издать книгу
Новости сайта
Конкурсы
Частые вопросы
О проекте
Анонсы публикаций
Матроскин:
Сказка о курочке рябе
Барамунда:
Страсти пергидрольные
Изя Шмуль-Кляйнер:
Бог создал мир
Ещё анонсы
Новости сайта
Новости ноября 2018
Как сделать, чтобы Ваша книга продавалась в магазине на сайте
Подписка на новости:
Объявления
Зарегистрируйтесь на сайте и получите 1000 махов и 1000 web-литов для начала работы!
Друзья Гумфонда
Информация
Литературный конкурс "Рус­ский По­эт": при­ем за­я­вок до 27 де­ка­б­ря 2018 г.
Конкурс рецензий "Пи­шу о те­а­т­ре": при­ем за­я­вок до 1 фе­в­ра­ля 2019 г.
Конкурс эссе "То­ч­ка ро­с­та": при­ем за­я­вок до 1 ап­ре­ля 2019 г.
Творческий конкурс "В за­щи­ту оке­а­нов": при­ем за­я­вок до 17 ию­ня 2019 г.
Конкурс авторов и иллюстраторов "Но­вая кни­га": при­ем за­я­вок до 5 ап­ре­ля 2019 г.
Михаил Н.Ромм - Проза: статьи (проза об искусстве, творчестве, литературе)
Искусство. Кодекс самурая
Рассмотрим два утверждения:

Первое.

Искусство безадресно, бессмысленно и бесполезно.
Это звучит парадоксально, но только на первый взгляд.
Если вдуматься, художник принципиально не может найти адресата для своего творчества. Произведение это не послание кому-то, оно самодостаточно. Даже сам он, по отношению к своим творениям, не является адресатом. Ведь время меняет всё. Тот, кто создал нечто, уже в следующий момент – не совсем тот же самый человек. По прошествии же нескольких лет, он вообще воспринимает созданное им отстраненно. Тем более художник не может и не должен связывать себя тем, что кто-то скажет или подумает.
Отсюда следует, что нет никакого смысла, который можно было бы гарантировано вложить в свое произведение. Ведь, если искусство не имеет адресата, то и послание в нем не содержится, а то, что будет прочитано зрителем непредсказуемо. Сказанное не означает, что содержание любого произведения не имеет смысла, просто смысл этот неуправляем.
Отсюда же вытекает и бесполезность. Не потому, что никто не сможет извлечь для себя пользы из произведения, а потому, что невозможно предсказать в чем будет заключаться эта польза, а следовательно, глупо надеется сознательно сделать произведение полезным.
Ни поучать, ни развлекать, не ублажать адресата творчества нельзя, если этого адресата не существует.

Второе.

Успех опаснее неудачи. И опять, Вы скажете, как же так? Но принимаем ли мы тот факт, что «успех» и «неудача» – категории, существующие только в рамках парадигмы времени? Что такое успех, как не достижение поставленной цели? Но где уверенность, что цель была поставлена правильно? Где уверенность, что достижение цели сегодня, не отразиться в будущем негативно? Кроме того, достижение определенного успеха предполагает установку нового рубежа, который нужно преодолевать, а усилий для преодоления нужно всё больше и больше. Неудача же не дает ничего, кроме опыта и перспективы роста. Разумеется, нельзя стремиться к неудаче, ведь тогда она станет целью, достижение которой превратится в успех. Однако, речь не о том, к чему стремиться, а о том как воспринимать результат попыток.
И вот — прописная истина — «человек творит, поскольку это его предназначение — творить». Награда его заключена в самом творчестве. Смирившись заранее с тем, что ни слава, ни публика не ждут впереди, и что возможно, результат творчества будет уничтожен, только так, очистив свои мысли от суеты, можно предаться этому служению. Таков путь самурая.
Опубликовано: 21.10.2017
орфография и пунктуация автора сохранены
Предыдущая | Следующая | Лента публикаций

Михаил Н.Ромм

Вид для читателей
Рейтинг публикации: 245
Просмотры: 1065, прочтения: 22
Оценки: 3 (средняя 5.0)
Ваш отзыв
Ваша рецензия
Заказные рецензии
[ORD_TBL]
Отзывы
Первое.

На мой вкус термины употреблены не совсем точно. Видимо, сознательно с целью провокации.

«Безадресно» - скорее, не адресовано конкретным лицам (Намеренно пишущие в стол? По крайней мере на этом сайте их нет, так?).
«Бессмысленно» - скорее, речь о субъективности восприятия, а смысл произведения объективно существует, мало того - неизменяем.
«бесполезно» - вы объясняете: «...невозможно предсказать в чем будет заключаться эта польза...». Явное несоответствие понятия и раскрывающей её смысл дефиниции.

Второе.

А про успех хочу поделиться своими мыслями в моём эссе «Успех!»
Сергей Конышев, 24.08.2018 13:13
Разумеется. Но это не столько провокация, сколько мнемонический подход. Чтобы читать было интереснее и концепция запоминалась.
Михаил Н.Ромм, 24.08.2018 21:02
Уж очень попахивает софистикой. То ли себя провоцируете, то ли читателя. "Искусство безадресно, бессмысленно и бесполезно... Успех опаснее неудачи". Черный на самом деле не чёрный... Умный на самом деле дурак... Можно поставить под сомнение и вопрос любое, что признано человеческим опытом, нравственными нормами, практикой. И найти аргументы и слова в многотысячье речи, чтобы заманчиво красиво опровергать, признанное истинным. И истинного нет. Это условность. И Рембрандт с Бетховеном - химеры, случайное или намеренное смешение красок и звуков... И неудачи наши должны вдохновлять и радовать ибо "неудача же не даёт ничего, кроме опыта и перспективы роста". Слава графоманству? Цитирую себя не вовсе любимого: "У поэта случаются неудачи. У графомана - удачи". Хорошо, что есть ваши последние бесспорные 6 строк, убеждающие, что всё над ними - изобретательная литературная шутка. (в прошлом отзыве моя ошибка с фамилией Карамазова. Да простит он там, а вы - здесь).
Феликс Куперман, 16.07.2018 20:31
Я в, данном случае, не пытаюсь оспорить истины, а только пытаюсь их подчеркнуть, взглянув в неожиданном ракурсе. Противоположности, действительно едины, но это не отменяет абсолютные истины.
Михаил Н.Ромм, 17.07.2018 13:52
Хм, статья заставляет задуматься, ведь в правдивости ее сложно усомниться.

Вначале, после прочтения утверждения "Искусство безадресно, бессмысленно и бесполезно." не соглашаешься, но затем прочитав объяснение, и подумав, понимаешь, что так и есть. Адреса нет, да и сам автор, через время, может чувствовать, что написанное им бессмысленно и он не понимает как мог написать такое. Это скорее отпечаток на бумаге переживаний и мыслей, частичка души.

А второе, сложно напоминать себе что неудача - это урок и не впадать в депрессию, но нужно этому учиться. Тогда уроки данные судьбой будут приносить пользу.
Никита Гузь, 08.12.2017 11:21
Не совсем так. В произведение просто нельзя вложить фиксированный однозначный смысл. Можно попытаться, но смысл все равно в большей или меньшей степени будет иным, чем предполагалось. Или искусства не получится вовсе. Но какой-то неуправляемый смысл всегда будет, даже если автор всеми силами постарается от него избавится. :)
Михаил Н.Ромм, 17.07.2018 13:58
Интересная мысль.
Никита Гузь, 17.07.2018 14:17
Это следствие того, что смысл формируется в сознании читателя.
Михаил Н.Ромм, 17.07.2018 15:15
Это да, при этом каждый читатель пропускает текст через призму своего восприятия как мира, так и происходящего на страницах книги.
Никита Гузь, 17.07.2018 15:16
Интересно, что в процессе восприятия произведения присутствует три субъекта. Лирический герой автора, сам автор, и читатель.
Михаил Н.Ромм, 27.07.2018 03:11
Да, так и есть, пожалуй. Пишут (по-крайней мере те, кого есть смысл читать) не потому, что так уж этого хотят, а потому что не могут не писать. И, в отличие от графоманов (те тоже не могут не писать) – не ждут стороннего признания и чьей-то оценки.
У. Лис(с), 12.11.2017 22:53
Согласен. Только графоманы, как раз пишут ради конкретной цели. Добиться славы, успеха и т.д., а не потому, что их распирает изнутри. А если распирает, то можно быть неумелым, но результат все равно уже не будет графоманией. Ведь каждый уникален.
Михаил Н.Ромм, 16.11.2017 15:11
Тонко и иронично. Философски глубокомысленно. "Я усталый старый клоун, я машу мечом картонным..." Кто то с катаной, а у кого боккэн. Или вакидзаси для финала. Бусидо...
Андрей Муз, 23.10.2017 14:59
Спасибо за комплимент.
Михаил Н.Ромм, 02.11.2017 12:48
я существую не для того, чтобы соответствовать твоим представлениям обо мне))
здесь есть хороший шанс для графоманов с апломбом обосновывать свои "твАренья".. зыбкий путь
Мару, 22.10.2017 17:50
Обосновывать свои творенья бессмысленно... Творение говорит само за себя или не говорит. Речь идет о том, как воспринимать эту реакцию. Правильная реакция быть готовым к поражению.
Михаил Н.Ромм, 02.11.2017 12:51
С отдельными трактатами сложно не согласиться.Всё разложено по полочкам.Но это абстрактная модель.Если уж творчество такое бессмысленное и бесполезное, то зачем столько людей им занимаются?
Михаэль Фартуш, 21.10.2017 18:30
Ради самовыражения. Ради фиксации разочарования или восторга перед жизнью. Просто из-за невозможности молчать.
Михаил Н.Ромм, 21.10.2017 18:37
Всё это верно, но эти истины абстрактны. Мы же прекрасно понимаем, что реальное искусство - это иерархия, жестокая конкуренция, деньги, известность и т.п. Представить в наше время самурая искусства в башне из слоновой кости довольно трудно.
Владимир Алисов, 21.10.2017 18:09
Речь идет о мотивации. Ни о чем другом.
Михаил Н.Ромм, 21.10.2017 18:38
Рецензии
Похожие публикации
Дон Боррзини: Жертва искусства
Михаил Н.Ромм: Проблемы сетевой литературы и как с ними бороться
Михаил Н.Ромм: О литературе живой и мертвой
Михаил Н.Ромм: КАК Я СТАЛ РЕДАКТОРОМ. Записки коллаборациониста
Михаил Н.Ромм: Проблемы сетевой литературы. Решение
Михаил Н.Ромм: Приглашаем новых авторов
Михаил Н.Ромм: Творческий рейтинг против рейтинга известности
Михаил Н.Ромм: Провинция души на другом берегу. О Карамазове
Михаил Н.Ромм: Новости 30_08_2018
Нина А. Строгая: Прима
Надежда Коган: Моя любимая поэтесса
Мария Солодилова: Театральная сказка
Мария Солодилова: Танцевальный дождь
Мария Солодилова: Барамин-2
Новые авторы
Виталий Сотник
Сергей Фофанов
Мазманян Валерий
Марина Улыбышева
Александра Саша Сашнева
Автор приглашает
Новые книги
Скульптура сна
Михаэль Фартуш Подземелье карликов
Цыганов А.М. «Речь через завесу»
Николай Ярославцев «Вождь из сумерек» книга 2
Николай Ярославцев «Вождь из сумерек» книга 1
Проект, избежавший коррупции
© 2014 – 2018, Литературное имя. Администрация