Искусство безадресно, бессмысленно и бесполезно.
Это звучит парадоксально, но только на первый взгляд.
Если вдуматься, художник принципиально не может найти адресата для своего творчества. Произведение это не послание кому-то, оно самодостаточно. Даже сам он, по отношению к своим творениям, не является адресатом. Ведь время меняет всё. Тот, кто создал нечто, уже в следующий момент – не совсем тот же самый человек. По прошествии же нескольких лет, он вообще воспринимает созданное им отстраненно. Тем более художник не может и не должен связывать себя тем, что кто-то скажет или подумает.
Отсюда следует, что нет никакого смысла, который можно было бы гарантировано вложить в свое произведение. Ведь, если искусство не имеет адресата, то и послание в нем не содержится, а то, что будет прочитано зрителем непредсказуемо. Сказанное не означает, что содержание любого произведения не имеет смысла, просто смысл этот неуправляем.
Отсюда же вытекает и бесполезность. Не потому, что никто не сможет извлечь для себя пользы из произведения, а потому, что невозможно предсказать в чем будет заключаться эта польза, а следовательно, глупо надеется сознательно сделать произведение полезным.
Ни поучать, ни развлекать, не ублажать адресата творчества нельзя, если этого адресата не существует.
Второе.
Успех опаснее неудачи. И опять, Вы скажете, как же так? Но принимаем ли мы тот факт, что «успех» и «неудача» – категории, существующие только в рамках парадигмы времени? Что такое успех, как не достижение поставленной цели? Но где уверенность, что цель была поставлена правильно? Где уверенность, что достижение цели сегодня, не отразиться в будущем негативно? Кроме того, достижение определенного успеха предполагает установку нового рубежа, который нужно преодолевать, а усилий для преодоления нужно всё больше и больше. Неудача же не дает ничего, кроме опыта и перспективы роста. Разумеется, нельзя стремиться к неудаче, ведь тогда она станет целью, достижение которой превратится в успех. Однако, речь не о том, к чему стремиться, а о том как воспринимать результат попыток.
И вот — прописная истина — «человек творит, поскольку это его предназначение — творить». Награда его заключена в самом творчестве. Смирившись заранее с тем, что ни слава, ни публика не ждут впереди, и что возможно, результат творчества будет уничтожен, только так, очистив свои мысли от суеты, можно предаться этому служению. Таков путь самурая.
Опубликовано: 21.10.2017 орфография и пунктуация автора сохранены
На мой вкус термины употреблены не совсем точно. Видимо, сознательно с целью провокации.
«Безадресно» - скорее, не адресовано конкретным лицам (Намеренно пишущие в стол? По крайней мере на этом сайте их нет, так?). «Бессмысленно» - скорее, речь о субъективности восприятия, а смысл произведения объективно существует, мало того - неизменяем. «бесполезно» - вы объясняете: «...невозможно предсказать в чем будет заключаться эта польза...». Явное несоответствие понятия и раскрывающей её смысл дефиниции.
Второе.
А про успех хочу поделиться своими мыслями в моём эссе «Успех!»
Уж очень попахивает софистикой. То ли себя провоцируете, то ли читателя. "Искусство безадресно, бессмысленно и бесполезно... Успех опаснее неудачи". Черный на самом деле не чёрный... Умный на самом деле дурак... Можно поставить под сомнение и вопрос любое, что признано человеческим опытом, нравственными нормами, практикой. И найти аргументы и слова в многотысячье речи, чтобы заманчиво красиво опровергать, признанное истинным. И истинного нет. Это условность. И Рембрандт с Бетховеном - химеры, случайное или намеренное смешение красок и звуков... И неудачи наши должны вдохновлять и радовать ибо "неудача же не даёт ничего, кроме опыта и перспективы роста". Слава графоманству? Цитирую себя не вовсе любимого: "У поэта случаются неудачи. У графомана - удачи". Хорошо, что есть ваши последние бесспорные 6 строк, убеждающие, что всё над ними - изобретательная литературная шутка. (в прошлом отзыве моя ошибка с фамилией Карамазова. Да простит он там, а вы - здесь).
Я в, данном случае, не пытаюсь оспорить истины, а только пытаюсь их подчеркнуть, взглянув в неожиданном ракурсе. Противоположности, действительно едины, но это не отменяет абсолютные истины.
Хм, статья заставляет задуматься, ведь в правдивости ее сложно усомниться.
Вначале, после прочтения утверждения "Искусство безадресно, бессмысленно и бесполезно." не соглашаешься, но затем прочитав объяснение, и подумав, понимаешь, что так и есть. Адреса нет, да и сам автор, через время, может чувствовать, что написанное им бессмысленно и он не понимает как мог написать такое. Это скорее отпечаток на бумаге переживаний и мыслей, частичка души.
А второе, сложно напоминать себе что неудача - это урок и не впадать в депрессию, но нужно этому учиться. Тогда уроки данные судьбой будут приносить пользу.
Не совсем так. В произведение просто нельзя вложить фиксированный однозначный смысл. Можно попытаться, но смысл все равно в большей или меньшей степени будет иным, чем предполагалось. Или искусства не получится вовсе. Но какой-то неуправляемый смысл всегда будет, даже если автор всеми силами постарается от него избавится. :)
Да, так и есть, пожалуй. Пишут (по-крайней мере те, кого есть смысл читать) не потому, что так уж этого хотят, а потому что не могут не писать. И, в отличие от графоманов (те тоже не могут не писать) – не ждут стороннего признания и чьей-то оценки.
Согласен. Только графоманы, как раз пишут ради конкретной цели. Добиться славы, успеха и т.д., а не потому, что их распирает изнутри. А если распирает, то можно быть неумелым, но результат все равно уже не будет графоманией. Ведь каждый уникален.
Тонко и иронично. Философски глубокомысленно. "Я усталый старый клоун, я машу мечом картонным..." Кто то с катаной, а у кого боккэн. Или вакидзаси для финала. Бусидо...
я существую не для того, чтобы соответствовать твоим представлениям обо мне)) здесь есть хороший шанс для графоманов с апломбом обосновывать свои "твАренья".. зыбкий путь
Обосновывать свои творенья бессмысленно... Творение говорит само за себя или не говорит. Речь идет о том, как воспринимать эту реакцию. Правильная реакция быть готовым к поражению.
С отдельными трактатами сложно не согласиться.Всё разложено по полочкам.Но это абстрактная модель.Если уж творчество такое бессмысленное и бесполезное, то зачем столько людей им занимаются?
Всё это верно, но эти истины абстрактны. Мы же прекрасно понимаем, что реальное искусство - это иерархия, жестокая конкуренция, деньги, известность и т.п. Представить в наше время самурая искусства в башне из слоновой кости довольно трудно.