Литературное имя
рейтинги, публикации, рецензии, издать и продать книгу
Наш проект позволяет авторам войти в Большую литературу, получить признание и заработать, помогая начинающим: подробнее ...
ИЗДАТЬ книгу от 7500 руб., ПРОДВИНУТЬ И ПРОДАТЬ
(8-903) 019-0541, (8-906) 704-6873
 
Личный кабинет Выход
Рейтинги
Публикации
Критика
Магазин
Издать книгу
Новости сайта
Конкурсы
Частые вопросы
О проекте
Анонсы публикаций
Ещё анонсы
Новости сайта
Дополнительные новости апреля 2019
Как сделать, чтобы Ваши публикации читали?
Подписка на новости:
Объявления
Зарегистрируйтесь на сайте и получите 1000 махов и 1000 web-литов для начала работы!
Информация
Конкурс ав­то­ров и ил­лю­с­т­ра­то­ров "Но­вая кни­га": при­ем за­я­вок до 5 ап­ре­ля 2019 г.
Творческий конкурс "В за­щи­ту оке­а­нов": при­ем за­я­вок до 17 ию­ня 2019 г.
Литературный конкурс "Иван-да-Ма­рья": при­ем за­я­вок до 25 ию­ня 2019 г.
Михаил Н.Ромм - Проза: эссе (проза об искусстве, литературе, авторе, творчестве, издательстве)
Актуально ли актуальное искусство?
Сама постановка вопроса сразу намекает читателю, что ответ — «нет». Однако, всё не так просто.

Идея назвать определенный тип искусства актуальным, заменив этим термин «современное искусство», поражает своим остроумием. Адепты актуального искусства таким образом ловко перечеркивают всё, что не подходит их высоким стандартам. Другими словами всё, что не относится ими же к актуальному искусству — не актуально, в том смысле, что бессмысленно и не нужно, не достойно внимания, подлежит удалению с корабля истории. Ах, это могучий русский язык! Просто убийственный ход!!!

Но тут самое время спросить, что же такое актуальное искусство? Исторически сложилось, что в эту категорию легко записываются любые экспериментальные формы, авангардизм, модернизм, постмодернизм и тому подобное. Список течений актуального искусства в Википедии удручает своим размером.

Однако, при всем разнообразии, у множества этих течений есть общие черты, которые собственно и позволяют объединять их в одну категорию. Сразу нужно подчеркнуть, что термин «современность» в его буквальном значении, тут совсем не при чем. Дело не в том, что все эти направления существуют в наше время, то есть современны нам. Не случайно понадобилось заменять один термин другим, подчёркивающим положительную коннотацию слова «современный»: в значении «новый» и «прогрессивный», автоматически, таким образом, объявляя то, что не относится к актуальному, — консервативным и отсталым. Так проводится водораздел между искусством «традиционным», и «нетрадиционным». Излишне, при этом, говорить, что все «традиционное искусство» вообще, в результате, не рассматривается всерьез.

«Нетрадиционность» и становится главным признаком «актуальности». А что же понимается под традицией? Отнюдь не традиционность формы или средств искусства, как токовых, поскольку, как раз, полная свобода в отношении формы, отказ от соблюдения каких-либо заданных правил изначально декларируется, как желательный. Соответственно, указанная свобода распространяется и на традиционную форму.

Общая черта всех без исключения направлений актуального искусства это пересмотр, прежде всего, его внутреннего смысла, предназначения как средства коммуникации.

Объектом внимания становится не человек, не его психологические или духовные проблемы, а игра условными конструкциями и культурными образами, которые рассматриваются в качестве строительных блоков. Оригинальность, неожиданность конструкций приобретает первостепенное значение. Произведение становится не выразителем смысла, а самодостаточным объектом. И, разумеется, наличие некоего осмысленного посыла, попытка реально актуального сообщения вызывает немедленное отторжение.

На практике, такой отказ, приводит к некоторым побочным эффектам, которые весьма удобны для художника, живущего в этой парадигме.

Во-первых, искусство приобретает откровенно выраженный утилитарный характер, следовательно, коммерческую ценность. Оно служит элементом декора или средством для развлечения, проведения досуга. Катарсис становится лишним и не уместным, отталкивающим покупателя.

Во-вторых, размытие ценностных критериев восприятия, не требует уже от художника ни таланта, ни глубины личности творца. Максимум, что требуется это остроумие и изобретательность.

В-третьих, отказ от смысла как такого, лишает искусство какого бы то ни было идеологического направления, что весьма выгодно власть предержащим. Ведь теперь творчество перестает быть инструментом социального протеста. (Только не нужно тут приводить в пример Россию, где за социальный протест сойдет и демонстрация чистого листа бумаги.)

В-четвертых, «актуальное» искусство, как следствие, требует создания особой квази-художественной среды, поддерживаемой критикой. Предназначение последней — заменить естественные механизмы оценки художественной ценности, теоретическими. Критика, из обслуживающего института превращается в нечто, зачастую уже полностью подменяющее собой сам объект искусства. При этом, фокус внимания направлен исключительно в сторону породившего критику пространства.

Говоря проще, критик просто объясняет покупателю, почему эта кучка фекалий, стоит так много денег, и почему её следует приобрести.

Так в чем же актуальность «актуального искусства»?

Понятно, что не в новизне содержания, ведь главным принципом, как раз, является бессодержательность.

Также и не в новизне формы, поскольку эксперименты в этой области очень быстро исчерпываются. Все извращения, которые можно было выдумать, уже кто-нибудь использовал. Так что, реально идет перебор и перекомпоновка давно уже сделанных открытий.

Кроме того, бунтарское значение нонконформизма крайне недолговечно. В наши дни, поэтому, для социального протеста он совершенно не годится.

Напротив, актуальное искусство не предназначено для реакции на события общественной жизни. Оно не стремится к их отражению и пониманию. Если таковое отражение и происходит, то как бы, помимо воли творящего.

Существуя уже более века, такое творчество не актуально и как «современное», порождая абсурдные словосочетания новояза, вроде «Музей современного искусства».

Оно изолированно от большинства реальных людей, которые (абсолютно правильно), воспринимают его как нечто чуждое потребностям человека, то есть не актуальное, в значении «не важное».

Выясняется, что актуальное искусство имеет смысл только для собственных создателей и обслуживающих критиков. То есть по сути, это не искусство, а имитация такого.

С сожалением, приходится констатировать, что несмотря на свою эфемерность и имитационность, последнее продолжает прекрасно существовать в качестве потребителя ресурсов, выделяемых обществом на поддержку того, что не имеет очевидной рыночной стоимости.

Критики, узурпировавшие право на отделение значимых авторов от незначительных, весьма заинтересованы в сохранении статус-кво, и симуляции рыночной ценности того, что они предлагают. В свою очередь, авторы проявляют тем больше активности, чем меньше их творческий потенциал, и в силу этого охотнее оплачивают услуги критиков по их продвижению, не брезгуя и другими вне-художественными способами повышения популярности. А извне создается впечатление, что кроме этой лабуды в современном искусстве ничего и нет.

Актуальное искусство, позиционирующее себя как элитарное, то есть доступное немногим избранным, становится частью массовой культуры. Последнее происходит в силу его заведомо коммерческой природы, то есть ориентации на успех у потенциального покупателя. Хотя, изначально, из-за «непонятности», покупателями являются меценаты и коллекционеры, со временем, оно расползается по рынку, именно как прикладное.

В действительности, описываемое явление не только не актуально, но и существует-то чисто теоретически.

Ведь выдающиеся произведения, которые создает искусство современное (без кавычек), являются таковыми постольку, поскольку не являются произведения «актуального искусства», нарушая его базовые принципы. А ничтожные произведения и их авторы просто, без следа, поглощаются временем, не зависимо от того, как они покупаются современниками, и к какому направлению относят себя.

Впрочем, это мало утешит авторов реального искусства здесь и сейчас. И единственный выход, представляющийся возможным заключается в том, чтобы отбросить свой врожденный индивидуализм и объединится между собой на информационном уровне. Только такое свободное сообщество может противостоять текущей ситуации, став заметным явлением современной жизни. Простое осознание того факта, что искренние служители бескорыстного искусства имеют единомышленников уже помогает жить.
Опубликовано: 09.05.2019
орфография и пунктуация автора сохранены
Предыдущая | Следующая | Лента публикаций

Михаил Н.Ромм

Вид для читателей
Рейтинг публикации: 242
Просмотры: 333, прочтения: 19
Оценки: 4 (средняя 4.8)
Ваш отзыв
Заказные рецензии
[ORD_TBL]
Отзывы
Отзыв на отзыв В Капаева:
Давайте Владимир, мы с Вами объеденимся, на ИНФОРРМАЦИОННОМ УРОВНЕ! Как Козьма Прутков с Кукрыниксами. ( Ну, или, наконец, как Стеблев с Каменским)
Я серьезно.
Вы-главу, я главу, кто еще захочет-присоединится.
Выйдет интереснейшее произведение актуального искусства.
Константин Берковский, 18.05.2019 01:51
Правильно пишите, нужно отбросить свой врожденный индивидуализм и объединится между собой на информационном уровне.Вот только вопрос в том, смогут ли это сделать те - у которых амбиции слишком завышены.
Владимир Капаев, 10.05.2019 23:45
Владимир, ну правда, Вы нарочно это делаете? Правильно: "те, у кого". И тире вообще не нужно.
Михаил Н.Ромм, 11.05.2019 11:16
Так ведь есть и СП и другие объединения. Сделать суперобъединение? И подомнёт оно всех и вся? Мне кажется нужно задачу сначала решить на системном уровне.
Александр Марусев, 10.05.2019 15:37
Я не написал об этом, поскольку полагал, что всем, по крайней мере участникам проекта «Литературное имя» уже, более менее, понятно, что речь идет не об организационном объединении, а о чисто информационном. Причем, без традиционного правления или секретариата. Речь о создании виртуального пространства реальной литературы, о новых критиках и новых путях к читателю.
Михаил Н.Ромм, 10.05.2019 17:07
Понимаете, достигнув какого-то порога, любая среда начинает САМООРГАНИЗОВЫАТЬСЯ. пр. -анархизм. Двум человекам (семья) не нужно выбирать главного, хотя, обычно, он есть, а пятьдесят человек ( деревня, предприятие, секта) уже без бюрократизации отношений потерпят фиаско. Хотя, я, конечно, зря влез. Можно не отвечать. Извиняюсь за невтемность.
Александр Марусев, 10.05.2019 18:06
Ну, почему же. Тема очень интересная. Можно ее развить. Я занимаюсь вопросом творческих объединений авторов с 1975 года. Тогда начались мои первые попытки действовать в этом направлении. Апогея эта деятельность достигла, когда был создан «Союз гуманитариев» и «Гуманитарный фонд». Главным мотивом таких объединений тогда была легализация издания книг.
Сейчас трудно поверить, что в те годы это было серьезной, почти неразрешимой проблемой. Проект «Литературное имя» является развитием этого стремления. Речь идет о объединении по новому принципу. И, разумеется, структура стихийно возникает. Однако, начальные условия заданы так, чтобы процесс обеспечивал автоматическое формирование иерархии, на фоне демократичности. Администрация выполняет чисто техническую функцию: следить за выполнением изначальных правил и выполнять их тонкую подстройку, в связи с меняющимися реалиями или появлением нового понимания происходящего. Нет необходимости, проводить конференции и сбор пожертвований.
Магазин на сайте ЛИ, 11.05.2019 11:34
Я, как раз, захватил это время. Меня чуть не посадили за:

Его узнаешь пол пятну
На полтелеэкрана.
Страна кричит: "Идём ко дну"
Он отвечает: "Рано!"

Этот стишок бумерангом вернулся ко мне, историей о том как нелюди в форме по кусочкам растащили восходящую звезду русской поэзии. Вот. А мне самому ничего не сделали. Даже поленились вызвать и повнушать.

Что же касается Вашей работы про созданию. небюрократичных объединений писателей, то я рад что Вы настроены додавить тему - она того стоит.
Александр Марусев, 11.05.2019 15:30
Не моя, а наша, смею думать.
Михаил Н.Ромм, 12.05.2019 17:21
Просто оборот речи. Кстати, я не знаю что делать-то. Совершенно не представляю. Как тот, из 12 стульев.
Александр Марусев, 12.05.2019 21:08
Ну тут все просто. Проявлять личную активность. Больше публиковать, больше читать, чаще заходить. Не забывать публиковать ссылки в соц сетях на свои публикации, приглашать своих друзей. Другими словами, развивать это проект, если считаете его перспективным. Один я ничего не сделаю.
Михаил Н.Ромм, 13.05.2019 10:45
Тогда, если по списку, то я уже делаю почти всё, что необходимо. Ну, единственно, что ссылки кругом не развешиваю.
Александр Марусев, 13.05.2019 14:55
А почему бы не развешивать?
Михаил Н.Ромм, 16.05.2019 23:49
Обычная безинициативность.

И неинициированность. Т.Е. не нараотанность инерции( короче - начать всегда сложнее, чем продолжить)
Александр Марусев, 17.05.2019 06:17
Рецензии
Похожие публикации
Дон Боррзини: Жертва искусства
Михаил Н.Ромм: Проблемы сетевой литературы и как с ними бороться
Михаил Н.Ромм: Издать за счет издательства?
Михаил Н.Ромм: О литературе живой и мертвой
Михаил Н.Ромм: КАК Я СТАЛ РЕДАКТОРОМ. Записки коллаборациониста
Михаил Н.Ромм: Проблемы сетевой литературы. Решение
Михаил Н.Ромм: Искусство. Кодекс самурая
Михаил Н.Ромм: Коротко о проекте «Литературное имя»
Михаил Н.Ромм: Приглашаем новых авторов
Михаил Н.Ромм: Как издать книгу за счет издательства
Михаил Н.Ромм: Книжная серия «Литературное имя»
Михаил Н.Ромм: Что такое «Фонд независимого книгоиздания»
Михаил Н.Ромм: ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
Михаил Н.Ромм: Описание продвижения книг издательства «ИД РИС»
Михаил Н.Ромм: Прайс на пакеты продвижения издательства «ИД РИС»
Михаил Н.Ромм: Три причины издать книгу в издательстве «ИД РИС»
Михаил Н.Ромм: Издание электронной книги
Михаил Н.Ромм: Творческий рейтинг против рейтинга известности
Михаил Н.Ромм: Семь признаков, что издатель пытается вас обмануть
Михаил Н.Ромм: Провинция души на другом берегу. О Карамазове
Михаил Н.Ромм: Отчеты о продажах книг авторов
Михаил Н.Ромм: Новости 30_08_2018
Михаил Н.Ромм: Новости ноября 2018
Михаил Н.Ромм: Новый сезон книжной серии «Литературное имя»
Михаил Н.Ромм: Как стать известным писателем?
Михаил Н.Ромм: Мысли о переводе
Магазин на сайте ЛИ: Как сделать, чтобы Ваша книга продавалась в магазине на сайте
Магазин на сайте ЛИ: Смерть литературы и экономика внимания
Магазин на сайте ЛИ: Литературное имя. Словарь терминов
Магазин на сайте ЛИ: Новости февраля 2019-го
Магазин на сайте ЛИ: Реестр литературных имен
Магазин на сайте ЛИ: Умирает ли издательское дело и книга как таковая?
Магазин на сайте ЛИ: Как издать книгу. Все статьи по теме
Магазин на сайте ЛИ: Новости ареля 2019-го
Магазин на сайте ЛИ: Новости апреля 2019 Большая рассылка
Магазин на сайте ЛИ: Как издание книг связано с проектом «Литературное имя». Документальная пьеса
Магазин на сайте ЛИ: Как выбрать перспективное литературное имя
Магазин на сайте ЛИ: Рейтинг известности
Магазин на сайте ЛИ: Статус пользователя
Магазин на сайте ЛИ: Литературный лифт
Магазин на сайте ЛИ: Дополнительные новости апреля 2019
Нина А. Строгая: Прима
Издать Книгу: Несколько слово о Ридеро
Мару: В поисках издательства. Печальная эпопея
Надежда Коган: Моя любимая поэтесса
Мария Солодилова: Театральная сказка
Мария Солодилова: Танцевальный дождь
Мария Солодилова: Барамин-2
Новые авторы
владимир козырев
Александр Шпренгер
Заказы на рецензии
Крии Те Ка
Автор приглашает
Новые книги
Нуар в таёжных тонах
Анатомия вечности
Защита Отечества
Сказочная Женщина-Коза
Элитарные игры осени
© 2014 – 2019, Литературное имя. Администрация
Публикации на взаимовыгодной основе