Литературное имя
рейтинги, публикации, рецензии, издать и продать книгу
Наш проект позволяет авторам войти в Большую литературу, получить признание и заработать, помогая начинающим: подробнее ...
ИЗДАТЬ КНИГУ БЕСПЛАТНО или ПОЧТИ БЕСПЛАТНО
 
Личный кабинет Выход
Рейтинги
Публикации
Магазин
Издать книгу
Новости сайта
Словарь терминов
Частые вопросы
О проекте
Анонсы публикаций
Обитаемый остров:
Кризис
Лазарь Шестаков:
Из темноты светил лишь локон
Папа Вильям:
Вот чего я не понимаю
Ещё анонсы
Новости сайта
Новости про каталог и ММКВЯ 2018 от 20 июля
Сайты авторов издательства «ИД РИС»
Подписка на новости:
Объявления
Зарегистрируйтесь на сайте и получите 100 махов и 500 web-литов для начала работы!
Друзья Гумфонда
Информация
Премия "Бунинская": при­ем за­я­вок до 1 июля 2018 г.
Премия "НОС": при­ем за­я­вок до 31 июля 2018 г.
Литературный конкурс "Кубок Брэдбери": при­ем за­я­вок до 1 сентября 2018 г.
"Премия неправильной дра­ма­ту­р­гии": при­ем за­я­вок до 1 сентября 2018 г.
Литературный конкурс "Чеховская осень": при­ем за­я­вок до 26 октября 2018 г.
Михаил Н.Ромм - Проза: статьи (проза о литературе, поэзии, издании)
О литературе живой и мертвой
Мертва ли литература? На первый взгляд, кажется, что это действительно так. Однако, что мы называем «смертью литературы», о чем говорим? Очевидно, об утрате читательского интереса к так называемой литературе «высокой».

Грех жаловаться на отсутствие интереса к остросюжетным книжкам, продаваемым на каждом шагу. Даже поэзия находит спрос в виде авторской песни, или текстов рок-групп. Но мы высокомерно отвернемся от всего этого, это для нас «низко». Будем говорить о литературе «элитарной» — именно она кажется мертвой, то есть неинтересной читателю. Идеологи этой литературы, закрывшиеся в коконе собственной избранности, считают, что она слишком сложна для разумения простаков. В действительности, причина эта в том, вся она превратилась, по сути, в разнообразное кодирование пустоты.

Принято считать, что все издаваемое делится на две категории, профессиональная литература и «попса». На самом же деле, деление это искусственное. Правильнее было бы делить литературу на живую и мертвую.

Внешней характерной приметой мертвой литературы является отсутствие в ней факта высказывания. Произведение может быть и длинным и коротким, но оно не замкнуто, оно может быть прервано в любой момент. И начало, и конец его произвольны. Естественно, если НЕЧЕГО донести до читателя, то все равно в какой момент прекратить речь. Ни мировоззрение, ни переживания автора не имеют ничего общего с его произведением.

Хочет ли автор того, или нет, это приводит к глубинному ощущению тоски и безнадежности. Ведь подобное творчество — апология Хаоса. У авторов наиболее талантливых, эта апология Хаоса настолько явная, насколько ярко, охватывающее читателя отчаянье. Иногда даже кажется, что мы имеем дело с чем-то подлинным. Но нет, это искусственное, мертворожденное создание. Оно искусственно не только по форме, оно порождено искусственными мотивами.
Мотивы эти просты: для того чтобы текст увидел свет не важно, что он собой представляет. Текст может быть каким угодно, но он должен выглядеть непонятным для обывателя. Это текст должен быть по возможности, оригинальным, и по возможности, эпатажным, настолько, насколько вообще можно в наше циничное время кого бы то ни было эпатировать. Но главное, все же, не это, а то, в каких отношениях автор с потенциальным издателем. Потому, что авторов много, а издателей мало. Потому что «элитарное искусство», должно быть дотационным, а дотаций все меньше.

Искусствоведы и критики для такого творчества настолько же необходимы, насколько искусственное дыхание для коматозника. Это они призваны объяснить и себе, и самим авторам и, главное, спонсорам, (читатели ведь в расчет не берутся), что всё это не бред, а элитарное искусство. Бесполезно ждать от таких критиков определения общих тенденций или направлений. Направление тут одно – морг. Ведь разные художественные течения определяют формы передачи читателю сокровенного знания, открытий, переживаний автора, а поскольку от всего этого уже давно отказались представители «духовной элиты», бессмысленно говорить о стилях. Ведь искусство, которое не стремится ничего насущного передать – это лишь бесконечное разливание в разнообразные сосуды одного и того же трупного яда. Все эти многочисленные фантомы «актуального» искусства постмодернизм, концептуализм, метаметафоризм – все это принаряженная в одежды заумных речей пустота.
Видимость жизни, всему этому могло придать только давление цензуры. Оно как электричество заставляло дрыгаться отрезанную лягушачью лапку. Исчезли запреты и вместе с ними, вскоре угас пафос постмодернистского протеста. Да, эта литература мертва, но она не исчезла. Труп ее лежит рядом с нами, разлагается и не дает дышать, отравляя все живое.
А между тем настоящее искусство не умерло. Это не одно какое-то художественное направление, оно сочетает в себе и принимает в себя различные творческие методы и стили. Ошибочно, например, думать, что оно тяготеет к традиционализму. Противопоставление, которое часто делается, намеренно искажает факты. Адепты мертвого искусства вводят общественность в заблуждение, подчеркивая свое «новаторство» словом «актуальное». Небрежно отбрасывая таким образом как безнадежно устаревшее всё, что не укладывается в прокрустово ложе «актуальности». В действительности же это их «новаторство», траченное молью, исчерпало себя в начале 20-х годов прошлого века. Рассуждая о новаторстве, о новизне в искусстве, они неизбежно попадают в тупик. Ведь под «новизной» у них понимается даже не разрушение старых эстетических традиций, не формальные изыски, ведь всё это пройдено уже давным-давно, – под «актуальностью» они понимают отказ от самой функции искусства, как формы духовной деятельности.
Но подлинная новизна творчества основывается на новизне и изменчивости материальной и духовной реальности. Новое для себя и читателя художник открывает, используя творчество как инструмент познания. Безусловным признается сам факт существования познаваемого мира и его ценность для человека. При этом любая фальшь, неискренность, конъюнктурность отбрасывает художника назад, к чему-то уже многократно использованному другими. В основе этой новизны лежит уникальность авторского опыта, авторских переживаний. Вот почему казалось бы даже неизменные ценности приобретают новое звучание. Новизна в живом искусстве является не целью, а следствием искренности автора. Только искренность позволяет установить с читателем, зрителем доверительные отношения, духовный контакт. Любые попытки манипуляции сознанием адресата искусства, попытка обмануть его приводит к потере этого контакта. И в этом случае можно констатировать смерть искусства.
Не следует понимать это так, что живое искусство замыкается в эмоциональной сфере. Предметом искусства может быть что угодно, не только человеческие мысли и чувства, устройство мироздания или построение вымышленных новых миров, – главное чтобы предмет этот был «актуальным» для художника, тогда и произведения его будут актуальны без кавычек – и во все времена.

Казалось бы, все это самоочевидно. Казалось бы, нет никакой необходимости в тысячный раз повторять прописные истины. Казалось бы, подлинный творец не нуждается ни в каких оправданиях – искусство его говорит само за себя. Но, к сожалению, в настоящее время это не совсем так. И вот почему.

Мертвое искусство, о котором я писал выше, окуклившись, изолировав себя от внешнего мира, не только погребло под собой все организационные структуры, необходимые для нормального художественного процесса, оно еще и развращает новых неоперившихся авторов. Чтобы получить доступ к адресатам своего таланта, художник вынужден приспосабливаться к этой извращенной системе, притворяться своим, чтобы, в конце концов пойдя по пути мелких уступок и компромиссов, полностью в ней раствориться.

С другой стороны, потребители искусства, пытаясь найти нечто отвечающее их чаяньям и интересам, раз за разом наталкиваются на то, что находится на поверхности, и вообще перестают воспринимать современное искусство всерьёз.
Как раковая опухоль, мертвое искусство на теле живого высасывает из него жизненные соки, чтобы разрастаться и убивать. Тем увереннее оно себя чувствует, что жалкие крохи, выделяемые обществом на поддержку искусства, попадают к нему и его подпитывают. Ведь мертво само искусство, а не его представители, которые, с одной стороны хотят кушать, а с другой – не связаны никакими принципами и готовы служить любому хозяину. Коррупция, разъедающая общество, проникает и в сферу культуры. Тем более что мертвое предсказуемо и управляемо, а живое – нет.
Опубликовано: 02.04.2017
орфография и пунктуация автора сохранены
Предыдущая | Следующая | Лента публикаций

Михаил Н.Ромм

Вид для читателей
Рейтинг публикации: 148
Просмотры: 1163, прочтения: 27
Оценки: 2 (средняя 5.0)
Ваш отзыв
Ваша рецензия
Заказные рецензии
[ORD_TBL]
Отзывы
Смысл.

Остановился кто-то вдруг.
Смотрите! Это что за круг?
Ах это-солнце! А, это?
Потеешь,-лето,
Называем-зной.
А это, что? Ах, это лист резной!
Ням-ням! Хи-Хи. А это,-пахнет дурно.
Бесстыжие стихи растут из каждой урны.
Ого! Вот это Трамп, а тут Шекспир.
Так обезьяна срифмовала мир.

Пиджак одела, бросила сомненья.
Пошла знакомиться и руки подавать.
Купить мечтая спрос на потребленье.
Пыталась как-то рукопись продать!

Живое?
Константин Берковский, 12.06.2018 22:31
Живое. Только мрачноватый мир. :)
Михаил Н.Ромм, 14.06.2018 19:20
Зачем стихи-пример.

Мир,-страшен дОсмеха.
Красив до жути.
Живу на свете много лет.
Штаны мне перепачкал Путин
А слезы высушил поэт.
Константин Берковский, 14.06.2018 19:38
Совершенно согласен. Во всех направлениях искусства - будь то литература, живопись или театр - есть живое, то что не умирает с годами, а становится достоянием человечества, и мёртвое - то, что сиюминутно, на потеху потребителя. Я бы на Вашем месте, Михаил, понятия "живая и мёртвая литература" запатентовал, но это, так, к слову. Большое спасибо за подобные статьи!!!
Борис Влассов, 26.12.2017 18:37
Понимание встретить приятно и радостно. А то тут на одном сайте заявили, что конкретных имен в статье не достает. :) Так вышло, что многие из этих конкретных имен мои друзья или бывшие друзья. И могу быть не объективным. :)
Михаил Н.Ромм, 27.12.2017 02:04
Какие конкретные имена? Ведь это же не обличающая статья, а если я правильно выражаюсь "констатация фактов"
Борис Влассов, 27.12.2017 02:18
Ну да. Конечно, так. Однако, литература в целом состоит из конкретных имен. Штука тут в том, что выделить чистые примеры мертвой литературы не так просто. Тем более, если говорить о творчестве автора в целом. Всё не черно-белое.
Михаил Н.Ромм, 27.12.2017 02:37
Как может Чехов ( Уж не классик ?) устареть
Его читать я днем и ночью обожаю
Его остановить читать меня заставит смерть
И кто его не ценит могу лишь пожалеть !

Чтоб было понятно у меня он занимает значительное место в творчестве
и я не могу его показывать здесь в ЛИ !
Леонид Оливсон, 24.12.2017 23:48
Последняя фраза не понятна. Чехова не можете показывать? Но ведь Ваше творчество именно Ваше... В общем, не понятно.
Михаил Н.Ромм, 25.12.2017 02:11
Я хотел сказать что поместил стих из 5-го тома его сочинений Сумерки и какой-то эсперт за ручаюсь близкий к источнику стих поставил 2балла
Вопрос Неужели А Чехов писал что-то негодное с точки зрения литературы
Пусть этот эсперт сам напишет что-т
Леонид Оливсон, 25.12.2017 19:17
А я и не знал, что Чехов писал стихи. :)
Михаил Н.Ромм, 27.12.2017 02:05
Ужасно расстроенна.
Валентина Фисай, 01.12.2017 21:55
Странная реакция. Что же Вас конкретно огорчило?
Михаил Н.Ромм, 02.12.2017 02:07
Ощущение того, что литература мертва складывается из-за низкого интереса читателей к литературе. Хотя сложно так говорить учитывая интерес к "Гарри Поттеру" или другим бестселлерам - скорее все зависит от новизны сюжета.

Статья интересная.
Никита Гузь, 30.10.2017 12:37
Думаю, интерес к литературе не только есть, но и растет. А впечатление неблагополучия вызвано кризисом институтов, составляющих литературный процесс в целом.
Михаил Н.Ромм, 25.12.2017 02:13
Согласен с Вами.
Никита Гузь, 25.12.2017 09:25
«Произведение может быть и длинным и коротким, но оно не замкнуто, оно может быть прервано в любой момент. И начало, и конец его произвольны. Естественно, если НЕЧЕГО донести до читателя, то все равно в какой момент прекратить речь»...
Герман Лукомников, 21.04.2017 11:37
Не понимаю, согласен ли ты с этим или нет. Зачем приводишь цитату?
Михаил Н.Ромм, 25.12.2017 02:14
Процитированный мною фрагмент замечательно и очень концептуально соотносится с концовкой настоящей публикации:
«Ошибочно, например, думать, что оно тяготе»
Герман Лукомников, 25.12.2017 02:31
Ой, и правда. Не хорошо получилось. Сейчас поправил.
Михаил Н.Ромм, 25.12.2017 03:10
Ну нет, теперь не то. :(
Герман Лукомников, 25.12.2017 03:12
Ну, прости. Такой уж я зануда.
Михаил Н.Ромм, 27.12.2017 02:15
Ничего стра
Герман Лукомников, 27.12.2017 03:37
Рецензии
Похожие публикации
Михаил Н.Ромм: Проблемы сетевой литературы и как с ними бороться
Михаил Н.Ромм: Издать за счет издательства?
Михаил Н.Ромм: КАК Я СТАЛ РЕДАКТОРОМ. Записки коллаборациониста
Михаил Н.Ромм: Проблемы сетевой литературы. Решение
Михаил Н.Ромм: Искусство. Кодекс самурая
Михаил Н.Ромм: Приглашаем новых авторов
Михаил Н.Ромм: Как издать книгу за счет издательства
Михаил Н.Ромм: Книжная серия «Литературное имя»
Михаил Н.Ромм: Что такое «Фонд независимого книгоиздания»
Михаил Н.Ромм: Описание продвижения книг издательства «ИД РИС»
Михаил Н.Ромм: Три причины издать книгу в издательстве «ИД РИС»
Михаил Н.Ромм: Творческий рейтинг против рейтинга известности
Михаил Н.Ромм: Семь признаков, что издатель пытается вас обмануть
Новые авторы
Егдже Велкаяйев
Анири
Кулагин Олег
Марк Алл
Марина Шторм
Автор приглашает
Новые книги
Дуракам закон не писан
Миф о Женщине
Героиня романа
Дырка от бублика 2
Любимец Израиля
Время года
© 2014 – 2018, Литературное имя