Литературное имя
рейтинги, публикации, рецензии, издать и продать книгу
Наш проект позволяет авторам войти в Большую литературу, получить признание и заработать, помогая начинающим: подробнее ...
ИЗДАТЬ КНИГУ БЕСПЛАТНО или ПОЧТИ БЕСПЛАТНО
 
Личный кабинет Выход
Рейтинги
Публикации
Магазин
Издать книгу
Новости сайта
Словарь терминов
Частые вопросы
О проекте
Анонсы публикаций
Ещё анонсы
Новости сайта
Новости сайта 7 июля 2018
Сайты авторов издательства «ИД РИС»
Подписка на новости:
Объявления
Зарегистрируйтесь на сайте и получите 100 махов и 500 web-литов для начала работы!
Друзья Гумфонда
Информация
Премия "Бунинская": при­ем за­я­вок до 1 июля 2018 г.
Премия "НОС": при­ем за­я­вок до 31 июля 2018 г.
Литературный конкурс "Кубок Брэдбери": при­ем за­я­вок до 1 сентября 2018 г.
"Премия неправильной дра­ма­ту­р­гии": при­ем за­я­вок до 1 сентября 2018 г.
Литературный конкурс "Чеховская осень": при­ем за­я­вок до 26 октября 2018 г.
Михаил Н.Ромм - Проза: эссе (проза об инопланетянах, гуманоидах, разуме, чувстве, этике)
Почему нас пощадят инопланетяне
Рано или поздно, мы встретимся с иным разумом. Скорее всего он будет не только высокоразвитым, но и значительно превосходящим нас. Совпадут ли наши представления о хорошем и плохом, о добре и зле с представлениями совершенно иных существ?

Давайте зададимся вопросом, в какой мере связаны этика и разум. Что делает разумные существа нравственными? Чувства, божественная воля, душа, метафизическая сила, внушение, культура. В какой мере нравственность присуща разумному существу? Возможна ли ситуация, когда нравственность будет отброшена по рациональным соображениям, продиктованным разумом?

На последний вопрос, кажется, уже готов ответ. Сколько раз в истории человечества люди поступались принципами ради выгоды или необходимости! Однако, ответ этот не столь очевиден. Спросите себя, как культура цивилизованного человечества оценивает эти темные периоды? Одобряются ли они? Каким мы видим будущего совершенного человека? Разумеется, с развитием общества, исторические злодеяния вызывают все большее отвращение, и нравственное поведение признаётся желательным и нормальным, а безнравственное – патологией. Но почему это происходит?

Прежде всего, попытаемся определить, что же такое разум. Тут нас ждёт первая засада.
Что такое разум не удаётся толком сформулировать наукам о человеке на протяжении множества веков. Но это определение, в данном случае, нам и не требуется.
Не пытаясь понять «что», мы можем сосредоточиться на бросающихся в глаза свойствах:

1. Смертность носителя
2. Самосознание
3. Индивидуальность
4. Кооперативность
5. Речевая активность
6. Способность к моделированию и воображение.
7. Стремление к знанию
8. Стремление к созиданию
9. Внутрикультурность.

1. Смертность носителя

Каждое из этих свойств является результатом процесса формирования разума, как такого из живой материи, приспосабливающейся к враждебной среде. Так что первое свойство разума, как части всего живого, является его способность умереть, что собственно и позволяет говорить о живом. Это очень важный момент. С самого начала первичной ценностью разума становится жизнь и выживание как таковые. Бессмертие в этой системе не возможно логически. Все, что не мертвое, рано или поздно станет мертвым, именно потому, что оно не мертвое изначально, а мертвое – это агрессивная среда, которая стремится уничтожить живое. Можно представить себе долгоживущий, не стареющий организм, но и он погибнет в случае гибели планеты, например.

2. Самосознание

Самосознание возникает в процессе самоидентификации, то есть отделения внешних сигналов от внутренних. Внутренние сигналы несут информацию о потребностях индивида. Внешние – указывают на возможность или не возможность их удовлетворения. Давление внешних обстоятельств вынуждает искать варианты использования многообразия внешнего мира, для решения проблем, связанных с существованием в нём. Сопоставляя себя и окружающие раздражители, индивид находит подобных себе и вступает с ними в сотрудничество перед лицом враждебной среды. Так появляется «кооперативность».

В качестве примечания, можно заметить, что начиная с простейших живых существ, способность реагировать на раздражители является неотъемлемым качеством всего живого, и чем сложнее нервная система организма, тем сложнее эти реакции. В каком-то смысле, даже амёба осознаёт себя, только на примитивном уровне.

У высокоразвитых, но неразумных существ эта элементарная способность уже превращается в самосознание.

3. Индивидуальность

Те, у кого есть домашние животные, отлично знают, что каждое животное уникально, обладает своей личностью, так что вполне можно говорить и о зачатках разума и о самосознании такого существа.
Необходимой функцией самосознания является самоидентификация, то есть определение своих приоритетов и свойств на фоне чуждого окружения. Так возникает индивидуальность и тяга к кооперации с себе подобными. Это важный фактор, без которого не возможно дальнейшее развитие разума.

4. Кооперативность

Стремление к объединению с подобными себе тоже базовое свойство всего живого, а не только разума. Примитивные живые клетки объединяются в колонии, более сложные организмы в стаи. В сообщества, которые становятся тем сложнее, чем сложнее поведение их членов. Вместе с самосознанием приходит и самоидентификация индивида, как части чего-то более крупного, чем он. Появляется необходимость сопоставлять и корректировать свои интересы с интересами сообщества в целом.

5. Речевая активность

Как следствие необходимости в более плотной и эффективной кооперации появляется потребность в речевой активности. По мере развития вида обычные условные сигналы превращаются в «проторечь». Можно предположить, что здесь существенную роль начинает играть двуполое размножение. Оно требует с одной стороны добавления в набор сигналов нового смыслового пласта, а с другой стороны, порождает конкуренцию за партнёра внутри сообщества и сопутствующие этому противоречия. Эти противоречия привносят еще один смысловой пласт в коммуникации. Самоидентификация усложняется, поскольку появляется локальная группа «я и мои секс-партнеры». Она обладает собственной идентичностью, и при этом, вступает в сложные отношения с макро-группой (стаей). Кроме того, из-за этого, впервые появляются зачатки социального неравенства, задолго до возникновения понятия собственность. Отсюда, следует неожиданный вывод: для формирования разума, необходим двуполый способ размножения.

6. Способность к моделированию и воображение.

Описанное усложнение внутренней жизни сообщества, нуждается в новых инструментах решения проблем, требует формирования понятий и иерархических моделей их взаимодействия. Происходит осознание связи причина-следствие. Появляется необходимость присваивать понятиям имена, и вслед за этим, настоящая речь. Сама по себе речь – следствие усложнения работы сознания и потребности обмена информацией при совместной деятельности.
Навряд ли осуществимо нечто подобное, если использовать запахи или расцветку перьев, чечетку или жесты руками, хотя чисто теоретически не видно, почему такое не возможно.
Совершенно не существенно, каким образом происходит коммуникация, но в ней, в любом случае, должны присутствовать понятия и модели их взаимодействия. Усовершенствованный навык построения моделей порождает воображение.

7. Стремление к знанию

Это качество разума естественным путем возникает из любопытства, которое в свою очередь, необходимо для анализа и оценки окружающего. По сути, любопытство это простейший инстинкт, претерпевающий удивительную трансформацию. Для нас, в данном случае важно понимать, что это одно из качеств, заставляющих интересоваться тем, что думают, и как чувствую себя другие. А воображение помогает смоделировать их точку зрения. Так возникает сопереживание, то есть способность поставить себя на место своего контрагента. По сути дела, это механизм, ведущий к более эффективному обмену информацией, а, следовательно – к более успешному сотрудничеству.

8. Стремление к созиданию.

Вы, наверное, заметили, что создание и использование орудий до сих пор даже не упомянуто. А ведь именно с этим зачастую связывают переход к полноценной разумной деятельности. Труд сделал из обезьяны человека и все такое… Мне же представляется, что использование орудий стало побочным следствием способности перейти от построения мысленной модели мира, к построению модели реальности как таковой, в том числе своей собственной, измененной реальности. Это и есть то, что я называю стремлением к созиданию. По большому счету, как раз в этот момент, когда осознана возможность пересоздавать мир, по-своему и появляется то, что мы называем разумом.
Не камень, взятый в руку с целью увеличить свою физическую силу, а уголёк, проведший первую черту на стене пещеры.

9. Внутрикультурность

Ограничение срока жизни носителя разума и двуполое размножение, как способ обеспечения выживания вида в целом, создали потребность передачи опыта и знаний между поколениями. Так возникла культура, как квинтэссенция разума, закрепленного в виде изустной традиции, а затем, и в материальной форме. Существование разума вне культуры не возможно.

Итак, мы видим, что само развитие разума сформировало принципы, которые иначе как этическими не назовешь. Проговорим их:

1. Не убивать ради удовольствия. Отвращение к смерти живого, возникает на уровне инстинкта, поскольку все живое идентифицируется как близкое, по сравнению с враждебным и неодушевленным Космосом.

2. Соизмерять свои желания с другими участниками сообщества. Без этого не возможна кооперация.

3. Чтить своих предков и их достижения. Это следствие необходимости поддерживать непрерывность культуры, для выживания вида в целом.

4. Ставить интересы сообщества выше интересов отдельного индивида. Прямое следствие идентификации себя, как части единого целого.

5. Ценить и беречь любой разум, и даже любые проявления зачатков разума у менее развитых видов.

Те группы, которые не принимали эти правила, просто вымирали. Потому, что коллективный разум их сообщества прекращал развиваться, и они проигрывали в конкурентной борьбе другим сообществам.

Так получилось, что иррациональная стратегия подавления собственных интересов, ради общественного блага оказывается более выигрышной, а, следовательно, и более рациональной.

Это похоже на сон, где вам хочется в туалет, но осуществить свое желание нет возможности. Вы не понимаете, что спите. Для вас это вполне конкретная реальность и все подмывает нарушить запрет, и решить свою проблему. Здравый смысл подсказывает, что если пописать в подъезде, никто не увидит. Однако, иррациональный, по сути, запрет на подавление своих потребностей, работает, и если он даст сбой, то проснувшись, вы обнаружите неприятную ситуацию.

То есть этические принципы, внедренные в культуру, уже не требует постоянного обоснования для их применения, тем не менее, продолжая работать как автоматическая программа.

Как мы видим, то, что обладает перечисленными свойствами и может называться, в силу этого, разумом, может возникнуть только определенным образом. И никак иначе. В противном случае, оно не будет разумным, с нашей точки зрения. И любое разумное существо: таинственные русалки из глубин мирового океана, внезапно поумневшие дельфины, маленькие зеленые человечки с марса или искусственный разум – все они будут придерживаться одних и тех же универсальных этических принципов, поскольку эти принципы не навязаны им, а сформировались естественным путем, вместе с возникновением разума в процессе эволюции.

Побочные выводы:

Если принять вышеизложенное, то мы приходим еще к нескольким, казалось бы неожиданным, выводам:

1. Существуют базовые и вторичные нравственные принципы. Первые – безусловны, вторые – условны. Первые – универсальны. Вторые – зависят от конкретных обстоятельств и ситуаций.

2. Этическое зло – это ошибка, или болезнь. Его источником является чувство, а не разум.

3. Искусственный интеллект опасен, а искусственный разум – нет. Нужно их различать.

4. Самоценным продуктом развития цивилизации является её культура, а не технологии.
Вот почему более развитые технологически цивилизации интересуются менее развитыми. Дикое племя не может дать путешественнику новую технологию или научные открытия, но всегда может предложить уникальные плоды своего искусства. Научные знания и, вытекающие из них, технологические достижения являются всеобщими, поскольку опираются на взаимодействие с реальностью. А реальность едина и универсальна.
Схожие принципы развития разума, порождают схожие в своей глубинной сути культуры. Однако, поскольку в основе разума лежит индивидуальность, порождаемые им культуры также индивидуальны. Одни достаточно схожи, чтобы взаимодействовать и проникать друг в друга, и достаточно уникальны, чтобы быть взаимно интересными.
5. Военные конфликты ведут к победе той стороны, у которой более развитая культура, а не технология. Технология ведь может быть заимствована. В этом случае, она не является частью культуры агрессора. И даже принеся ему формальную победу, она ведет к культурному поражению. Собственно, какая культура является более развитой в этот момент и решается. За исключением, разумеется, тотального уничтожения противника и объектов его культурной деятельности, что, в принципе, противно природе разума. То есть является иррациональным.

6. Угнетение развития разума, независимо от причины угнетения, приводит к стагнации культуры и деградации общества, в целом. Обычно, причиной такого угнетения является изоляция или самоизоляция индивидуума или социальной группы от других индивидуумов или групп. Изоляция может быть идеологической, религиозной или географической, но результат – всегда один.

7. Категория Бога – это универсальный культурный феномен.
Опубликовано: 28.06.2018
орфография и пунктуация автора сохранены
Предыдущая | Следующая | Лента публикаций

Михаил Н.Ромм

Вид для читателей
Рейтинг публикации: 143
Просмотры: 350, прочтения: 23
Оценки: 1 (средняя 5.0)
Ваш отзыв
Ваша рецензия
Заказные рецензии
[ORD_TBL]
Отзывы
Не думаю, что западные науки могут что-то узнать о разуме и душе. Они больше преуспевают в изучении внешнего мира, а не внутреннего.


Лично мне нравится идея Гурджиева о том, что люди различны по уровню бытия (семь разных уровней), и знания, доступные человеку более высокого уровня бытия недоступны людям более низких уровней.
Юрий Чалый, 01.07.2018 10:34
Знаю науки точные и гуманитарные. Про какие-то отдельные "западные" науки ничего не слышал. :)

Идея Гурджиева слегка отдаёт расизмом. Нет?

Я ведь пишу не о конкретных людях, а о людях вообще как разумных существах. Взять ребенка, какой у него потенциал. Полагаю, в общих чертах, в части разумности, равный.
Михаил Н.Ромм, 01.07.2018 17:24
Философию, психологию и электронику можно отнести к западным наукам, йогу и каббалу к восточным.

Один из афоризмов Гурджиева "Возьми знание Запада и понимание Востока, и потом - ищи."

В чём расизм? В том, что один ребёнок рождается более талантливым в математике а другой в музыке и танцах? Потенциал можно, условно, считать равным, весь вопрос в его реализации. Не все жёлуди превращаются в деревья.

"...Ему нелегко принять мысль, что его возможности могут остаться совершенно неразвитыми и исчезнуть, и что, сдругой стороны, их развитие потребует от него гигантских усилий и выдержки.Фактически, если взять всех людей, которые не являются ни факирами, ни монахами, ни йогинами и о которых можно с уверенностью сказать, что они никогда не станут ни одним из таких подвижников, мы с несомненной убежденностью можем заявить. что их возможности - равно как. и их волю - развить нельзя. "(c)
Юрий Чалый, 02.07.2018 09:57
Вы подменяете тему дискуссии. В моем текст речь идет об истоках этики, как таковой.
Михаил Н.Ромм, 02.07.2018 18:11
Веду беседу на интересующие меня темы, делюсь информацией и мыслями. Не вижу смысла в ограничениях диапазона рассматриваемых вопросов.
Юрий Чалый, 03.07.2018 12:17
Понял. На дуврской дороге стоят верстовые столбы.
Михаил Н.Ромм, 03.07.2018 13:50
Информация такого типа никогда не заинтересует меня. Столько я не выпью. :)
Юрий Чалый, 04.07.2018 08:19
Это цитата из Дикенса. Образец замечания не по теме.
Михаил Н.Ромм, 07.07.2018 17:54
Буду знать.


Как говорит в таких случаях мой друг хасид,
Юрий Чалый, 08.07.2018 07:19
Всегда, пожалуйста.
Михаил Н.Ромм, 09.07.2018 01:17
Не скопировалось слова на иврите в прошлом сообщении, напишу его русским шрифтом:

Как говорит в таких случаях мой друг хасид, хитхазакну.
Юрий Чалый, 09.07.2018 10:41
Непонятно, почему дорог свой ребенок.
Но, дорог. Непонятно, что нужно именно от этой женщины, есть другие. Но, готов умереть. Непонятно, зачем писать стихи и картины. Но без этого, жизнь невыносима.
Красота, только в том, чтобы творить вещи ненужные.
Для Сократа, добродетель-плод знания. А мне, все больше, кажется, что- безумия. Любовь-только безумна. И прекрасна, только тем, что никто никаких успехов в конце не обещает. Иначе, будет пошло.
Разум искусства,- хитрости, в борьбе с естественным. Культура-опыт военного искусства.
Создавая художника, Бог, явно создавал
Себе рецензента. А не рекламного агента. Может быть, хотел усовершенствовать стиль и технику.
Константин Берковский, 29.06.2018 03:20
Почему дорого свой ребенок понятно. Вы воспринимаете его как часть себя.

С женщиной все намного сложней. Однако, я убежденный многоженец. Считаю, что все женщины заслуживают моей любви, хотя и не всем я могу ее дать. :)
Михаил Н.Ромм, 29.06.2018 09:00
То, что Вы написали, было бы очень мило. Добрдетель, разум и награда, как одно. Искусство, как функциональное дело. Я всегда так и думал.
Мне хотелось бы опять в этот мир.
Но, что-то творится странное. Вы не заметили?
Мне все больше вспоминается мир Гомера. Помните про придворные интриги олимпийских богов и мужество Гектора? Гектор поступал красиво, боги-некрасиво.
Это наше странное время.
А Вы написали что-то в духе Паскаля. Буду рад, если Вы правы.
Константин Берковский, 29.06.2018 16:27
Я тоже буду рад. Но я рассуждаю логически. Это меня утешает.
Михаил Н.Ромм, 30.06.2018 16:57
Не обижайтесь.
Я писал под настроение. На родине творится грязное дело. Я опасюсь, что это будет проклятие на русскую культуру. Пытаюсь представить себе, что мне и русская культура не нужна.
Константин Берковский, 30.06.2018 17:45
Культура выживет, не волнуйтесь.
Михаил Н.Ромм, 01.07.2018 17:25
Рецензии
Похожие публикации
Новые авторы
Егдже Велкаяйев
Анири
Кулагин Олег
Марк Алл
Марина Шторм
Автор приглашает
Новые книги
Дуракам закон не писан
Миф о Женщине
Героиня романа
Дырка от бублика 2
Любимец Израиля
Время года
© 2014 – 2018, Литературное имя