Литературное имя
рейтинги, публикации, рецензии, издать и продать книгу
Наш проект позволяет авторам войти в Большую литературу, получить признание и заработать, помогая начинающим: подробнее ...
Публикация
Миал Ахор: Ашдод
 
Личный кабинет Выход
Рейтинги
Публикации
Критика
Магазин
Издать книгу
Новости сайта
Конкурсы
Частые вопросы
О проекте
Новости сайта
Проблемы с доступом к сайту
Рукопись, верстка и макет книги, что это?
Подписка на новости:
Анонсы публикаций
Сергей Долгов:
Это – чистая страница...
Аластрум:
Гроза
Галья Рубина-Бадьян:
А ты красавица вблизи...
Ещё анонсы
Объявления
Зарегистрируйтесь на сайте и получите 1000 махов и 1000 web-литов для начала работы!
Информация
Литературный конкурс "Кни­гу­ру": при­ем за­я­вок до 15 ию­ля 2019 г.
Литературный конкурс "Мо­но­ЛИТ": при­ем за­я­вок до 25 ию­ля 2019 г.
Литературный конкурс "Ру­с­с­кие ри­ф­мы": при­ем за­я­вок до 31 ав­гу­с­та 2019 г.
Конкурс "Лу­ч­шее имя для зве­з­ды": при­ем за­я­вок до 30 се­н­тя­б­ря 2019 г.
Премия "Чи­тай Ро­с­сию" за лу­ч­ший пе­ре­вод: при­ем за­я­вок до 30 ап­ре­ля 2020 г.
Страна Советов - Проза: эссе (проза о стихах, поэзии)
Однокоренная рифма и рифма вообще
Все мы знаем, что однокоренная рифма — это плохо. Однако, нет правил без исключений. Вот очень забавный стишок, воздействие которого, как раз, построено на нарушении этого правила.

Однажды я, до дыр сносив ботинки,
Был вынужден таскать полуботинки.

Январь застал меня в полуботинках.
Пришла пора подумать о ботинках.

Придя на рынок, я искал ботинки,
Но, черт, везде - одни полуботинки!

Отчаясь умереть в полуботинках,
Я господу взмолился о ботинках.

И хачик, черный, как полуботинок,
Мне, улыбаясь, протянул ботинок.

Я с наслажденьем снял полуботинок
И трепеща надел... нет, не ботинок!

Ведь оказался он полуботинком.
Я продавцу по морде дал ботинком.

Точней, я дал ему полуботинком,
Поскольку, сволочь, не был он ботинком.

Тогда, вздохнув, он снял свои ботинки
И мне отдал, надев полуботинки.

И я блестел от счастья, как ботинок,
Целуя продавца полуботинок!

Татьяна Грозная

Эта публикация, в свое время, породила небольшой обмен мнений по упомянутой теме. Дам себе смелость процитировать наиболее интересные, на мой взгляд фрагменты из нее.

*********************************************************

Мое примечание к разговору:

Рифма не главное, конечно. Поймите только одно, рифма не госпожа, а слуга. Не враг, а верный помощник.

*******************************************************

Замечание от Натальи Малининой.

<...> а Вы помните, кто ввел это правило?
Кажется, Гумилёв, потом популяризировал Носов в "Незнайке", но ведь всякая догма – есть форма ограниченности.
Ну раздражает уже, когда в прекрасных стихах сходные по звучанию слова (как раз точная звонкая рифма!) объявляются родственными.При этом, забывают, что родственные слова должны по смыслу иметь сходное значение... А если зарифмованы слова сходные по окончаниями (богато сходные – т.н богатая, звонкая рифма), но по смыслу самих строчек значение их далеко - далеко (хотя, возможно, где -то там в Византийских корнях и найдется общая буквица), то почему нет? И вот уже автор пристыжен и корёжит чудесный стих. Да у классиков сколько угодно рифмованных родственных слов!

Не может быть абсолютной оценки рифмы вне ее значения для данной строчки.
"Конечно, богатая рифма лучше бедной, новая и оригинальная лучше затрепанной, рифма, охватывающая несколько слогов, лучше "мелочишки суффиксов и флексий в пустующей кассе склонений и спряжений"

Но оценки эти — вне строки, вне стиха — очень относительны. Какой полководец будет вешать солдатам медали перед боем? У того плечи косая сажень — ему медаль. У того грудь широка — ему тоже медаль. А этот ростом не вышел — ему ничего. Конечно, и широкие плечи, и богатырская грудь - все это отлично, но еще не заслуживает награды. Кто из этих солдат настоящий воин, об этом мы узнаем только в бою. И может быть, самый неприметный из них окажется самым ловким и храбрым.

Рифма тоже познается в общем строю, в деле.

Нередко бывает, что самая бедная глагольная рифма оказывается сильнее (потому что нужнее) богатой и причудливой:
Хороша и богата рифма у Маяковского. Настоящей находкой были его рифмы, начала которых, кажется, прямо-таки бесконечно удаляются от конца строки, так что рифмуется уже чуть ли не вся строчка:

Лет до ста
расти
нам
без старости.
Год от года
расти
нашей бодрости...

Это прекрасно. Эти рифмы вылились легко и свободно - при всей своей сложности. Они врезаются в память, годятся в поговорки. Но третья пара рифм (в последующих строчках) кажется мне уже значительно менее удачной:

Славьте,
молот
и стих,
землю молодости.

Эта рифма не менее богата и изобретательна, чем предыдущие, но уж не так естественна. Здесь чувствуется уже некоторое усилие, особенно заметное рядом с полной естественностью первых рифм, которые словно сами родились на свет, без подсказки поэта.

Значит, даже у Маяковского – великого мастера рифмы – малейшая "п р и д у м а н н о с т ь" сразу же дает себя знать. А что бывает, когда иной поэт изо всех сил тужится, изобретает сверхъестественные рифмы и сам не знает, для чего они ему нужны!?..

Ведь уже рифмуют и гордятся: колясок- тополя сок; Шалеющий – недель еще
Нарастающей – в общем-то та еще;«толчеи — молча и».

А вообще споры о банальных и небанальных, глагольных и неглагольных рифмах, родственных и не родственных словах, по-моему просто некий снобизм, привнесенный в поэзию со времен Гумилева.

Почему это было возведено в ранг абсолюта, — непонятно. Так что я считаю, что плохих рифм не бывает, бывает неумелое обращение с ними..."

Мастерство — только тогда мастерство, когда не заметны технические детали. Для меня основное в стихотворении его гармония, естественность, исконность, индивидуальность. Этого достичь гораздо сложнее, чем сконструировать нечто, опираясь на современные достижения стихосложения. :) Хотя основами ремесла владеть, конечно, необходимо." <...>

***********************************************************

Моя реплика:

В целом, трудно не согласится, что в поэзии рифма - не главное. В поэзии, собственно, не главное всё! Может быть, это и делает существование поэтической речи осмысленным.

****************************************************
Продолжение этой дискуссии смотрите в следующей статье.
Опубликовано: 11.05.2020
орфография и пунктуация автора сохранены
Предыдущая | Следующая | Лента публикаций

Страна Советов

Вид для читателей
Рейтинг публикации: 46
Просмотры: 188, прочтения: 2
Оценки: нет
Ваш отзыв
Заказные рецензии
[ORD_TBL]
Отзывы
Рецензии
Похожие публикации
Новые авторы
Ирина Енц
Максим Коляскин
Заказы на рецензии
Аластрум
Автор приглашает
Анонсы книг
Ещё анонсы
Новые книги
«Кощеразин»
«Время удачи»
Калейдоскоп чувств и событий в жизни Аси и её подр
© 2014 – 2020, Литературное имя. Администрация
Публикации на взаимовыгодной основе